Виктория Краева
Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый из нас хочет, чтобы наши дети выросли активными, умными, само-стоятельными. Но не каждый знает, что первый, пусть самый маленький, но очень-очень важный шажок к этому – это игра (казалось бы веселая и только развлекательная затея). Вспоминаем слова великого педагога А. С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет». Дети воспитываются в игре.
Публикация «Консультация для родителей „Роль игры в жизни ребёнка“» размещена в разделах
Мы часто слышим от своих детей: «Поиграй со мной!» Но, уважаемые родители, положа руку на сердце, часто ли вы соглашаетесь на такое предло-жение ребенка! А сколько радости, неподдельного восторга мы видим, когда все-таки смогли отодвинуть домашние дела и забыть про усталость! Помните, уважаемые родители, что такие простые, но такие желаемые для детей слова: «давай поиграем» - дорогого стоят, потому, что игра в жизни дошкольника – это не только удовольствие и радость для ребенка. Игра развивает память, мышле-ние, речь, воображение, координацию движения, мелкую моторику рук, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни ребенка.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения и навыки. В игре могут развиваться те способности детей, о которых подчас не подозревали даже не сам ребенок, ни его родители.
Играя со своими детьми, вы, уважаемые родители, откроете много важного и для себя самого. К своему удивлению вы увидите, что не только вы сможете научить своих детей чему-то новому, полезному. Игра – это процесс обоюдный и обратный. Вы увидите, что вы сами тоже сможете поучиться у своих детей правильному реагированию на ту или иную ситуацию, ведь дети по природе своей эмоциональны и добры, чутки и непосредственны. Взрослая жизнь зачастую заставляет забывать нас об этих истинах, а дети напоминают нам, взрослым, чтобы мы тоже были когда-то детьми, помогают нам вернуться в добрый мир детства, забыв хоть на немного о проблемах, неурядицах, неудачах.
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве? Сегодня мы с Вами разберёмся в некоторых нюансах и особенностях игровой деятельности детей.
Игра– это свободная деятельность детей, которая осознаётся как «ненастоя-щая», но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой-либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.
Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению. Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно – детям. Игра как ведущая деятельность ребенка с особенностями в развитии имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знако-мятся со свойствами материалов, из которых они сделаны эти предметы. Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся более точными и уверенными. В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка : честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у особенных детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать словесную инструкцию, развивают пространственную ориентировку, внимание, память, речь.
Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями предполагает её организацию всеми специалистами центра. Чем меньше дети, чем сложнее у них нарушения психофизического развития, тем больше в их играх должно быть участия со стороны взрослых, причём не только со стороны специалистов, работающих с детьми в центре, но и родителей.
Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует по-стоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий – это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, и т. д. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры-драматизации (инсценирование какого-то сюжета). Игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями способствуют развитию речи детей. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они выполняют движения в соответствии с текстом. Хороводные игры способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений.
Одной из форм детской деятельности является сюжетно-ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе неё ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т. д. В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём-то, что-то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу игрушек. В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. Как это происходит? В данных играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: «Мама варит суп», «Водитель автомобиля едет на машине». Действующие лица появляются через ролевое перевоплощение в какой-то образ самого ребёнка, игрушки или партнёров по игре (сверстников, взрослых). «Я буду мамой, а ты моя дочка», – говорит девочка, обозначая свою роль и роль подруги. Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является наличие разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, машин различного назначения, и т. д. Но дети используют в игре ещё и предметы-заместители (палочки, кубики, и т. д.). Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим. Тогда в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Наряду с сюжетно-ролевыми играми активно используются игры с правилами. В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремлённость, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
Дидактическая игра– находка коррекционной педагогики. Основная особен-ность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила. Как отмечал А. Н. Леонтьев: «Дидактические игры относятся к «рубежным» играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения». Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в сюжетно-ролевую игру. Игры («Узнай, кто говорит», «Угадай, что я делаю», «Назови, что в мешочке», «Назови предметы синего (красного) цвета», «Кто, как кричит» и другой тематики) направлены на уточнение знаний детей о цвете, форме, свойствах предметов, тренировку в звукоподражаниях и т. д. С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку, подбирает предметы по цвету и т. д.
Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то, используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности детей.
А как к играм относится медицина? Ответ однозначный – положительно. Особенно к играм подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным бичом здоровья (правда, не только в детском возрасте) стала малоподвижность, медики видят спасение от неё именно в играх. Конечно, спорт и физкультура тоже хороши, но очень немногие из наших детей занимаются ими. Считать же достаточным объём движений, который даётся во время пребывания ребёнка в школе, нельзя при самом богатом воображении.
В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные дви-жения, формируются такие качества как смелость, организованность, находчивость, настойчивость, волевые качества (правила – «бежать только после сигнала», «бросать мяч с определённого расстояния», «бежать до условного места», «прыгать только на одной или двух ногах», и т. д.). В играх с мячами, скакалками, обручами дети закрепляют понятия вверх, вниз, высоко, близко, далеко. В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве («Воробушки и автомобиль», «Хитрая лиса», «Кот и мыши», и др.). Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому игры должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо.
При организации подвижной игры необходимо помнить об её основном назначении – развитии движений, т. е. детям надо предоставлять возможность удовлетворить свою потребность в движении.
Есть ещё один тип игр – развивающие или «умные» игры (книжки-раскраски, шнуровки, лото, конструкторы, пазлы, которые развивают мелкую моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение. Раскрашивание и рисование предмета развивают руку ребёнка. Игра в лото способствует развитию внимания, представлений у ребёнка о предметах и явлениях, речи и активного словаря.
Развивающих игр очень много, но, пожалуй, самым важным условием в этих играх является активное и заинтересованное участие мам и пап. Психологи настоя-тельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе. В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается «подтянуться» до уровня взрослого. Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они – нас.
Дорогие родители, пожалуйста, помните: одна из главных детских по-требностей – это общение с родителями. Если его не хватает, то развитие ребенка искажается. Интересных вам совместных игр!