Ирина Додонова
Консультация для родителей «Роль игрушки в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Роль игрушки в жизни ребёнка»
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка выступает в качестве эталона тех предметов, назначение которых осваивает ребёнок. Игра, как форма организации детской деятельности важна тем, что служит становлению личности ребёнка.
Публикация «Консультация для родителей „Роль игрушки в жизни ребенка“» размещена в разделах
Игра и игрушка связаны друг с другом. В играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и созданные как взрослыми, так и самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они отвечают определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки :
1) сюжетно - образные (куклы, наборы профессий, фигурки животных);
2) дидактические (головоломки, конструкторы);
3) спортивные (мячи, обручи, скакалки);
4) музыкальные игрушки (бубны, погремушки, ксилофоны).
5) настольные игры;
6) театральные игрушки (кукольный и пальчиковый театр);
7) игрушки-забавы (используются для развлечения).
Такие игрушки, как самокаты, детские автомобили, тракторы, крупные блочные конструкторы, способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве.
Выбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка. При выборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки. Важно, чтобы игрушки способствовали формированию правдивых представлений об окружающем.
Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом, и словом. Особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры.
Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.
Однако никакое обилие игрушек не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному может привести к перевозбуждению нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от многообразия взятых на себя ролей. Поэтому после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, перевозбужденным. Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.
Многие дети используют в игре не только игрушки, но и их заместители. Диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки - смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Поэтому важно обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной личности.