Лучший педагог года

Консультация для родителей «Роль движения в развитии речи детей»

Тарасова Татьяна
Консультация для родителей «Роль движения в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Физическое и речевое развитие – две основные линии подготовки ребёнка к школе. По мнению учёных, речь и движения тесно связанны между собой и при развитии дополняют и усиливают друг друга.

Особое значение эта связь имеет для детей с различными нарушениями речи. Коротко остановимся на вопросе «Категория детей с нарушением речи», такие дети составляют не менее 95 % от всех детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Консультация для родителей „Роль движения в развитии речи детей“» размещена в разделах

Итак, в соответствие с возрастом речь ребенка проходит следующие этапы:

• 1-3 месяца – гуление

• 4-6 месяцев – лепет

• 1 год – первые слова

• 2,5 года – фразовая речь

В три года малыш:

• составляет предложения из трех и более слов;

• различает основные цвета и знает понятия, обозначающие величину;

• помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории;

употребляет в речи до 500 слов и более.

Но при этом еще затрудняется:

логично и связно рассказать о том, что видел;

рассказать или пересказать сказку;

описать картину;

употреблять в речи сложные слова (полицейский,.)

образовывать новые слова (деревья, рукава,);

правильно согласовывать слова (зеленая яблоко);

регулировать громкость своего голоса;

произносить звуки: ч, щ, ш, ж, р, л.

К четырем годам:

словарь составляет 1500-2 000 слов;

употребляет в речи простые предложения;

доступно усвоение однокоренных слов (кот – котик – котёнок, лес- лесовик и т. д);

с помощью речи выражает желания, может задать вопрос;

умеет пересказать знакомую сказку, рассказать о прошедших событиях.

К пяти-шести годам речь ребенка должна быть приближена к речи взрослого : ребенок правильно выговаривает все звуки родного языка, его речь состоит как из простых, так и сложных предложений, он правильно согласует слова и использует различные части речи, умеет выражать свои чувства, может пересказать знакомое произведение или просмотренный фильм.

В 7-8 лет дети идут в школу:

устная речь их соответствует нормам родного языка;

активно вступает в диалог с окружающими;

владеет речевым этикетом;

доступно сочинение собственных рассказов, сказок;

обучается чтению и письму в школе.

Итак, по каким признакам можно определить, что у ребенка нарушено речевое развитие. Это можно сделать уже с трех лет.

Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.

Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык.

Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах.

Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно.

Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный, есть запинки.

Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы.

Часто бывает, что родители не замечают недостатков речи у ребенка и обращаются к помощи логопеда, когда ребенку уже исполнится 5-6 лет. Обычно обращается внимание на неправильное произношение звуков ( например: сиска, а не шишка, абота – работа).

Для детей с речевыми нарушениями часто характерно нарушение общей и мелкой моторики, координации движений, процесса дыхания. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость. Обратите внимание, как дышит ваш ребенок. У детей с нарушением речи при дыхании приподнимаются плечи, дыхание поверхностное, ключичное. Одни дети с нарушением речи очень подвижные, другие пассивные, вялые, быстро устают, отказываются от игр и занятий.

Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития речи и движений, эти проблемы можно решить.

Для успешной работы по исправлению речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей. В этом ему помогают воспитатели, психолог, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Обратите внимание, как только малыш начинает ползать, ходить, он начинает и говорить. С каждым появлением новых движений у него в речи появляются новые слова, затем сочетания этих слов и наконец, фразы и мы уже можем понять что он хочет, почему плачет.

В нашем детском саду мы используем специальные упражнения и общепринятые способы для развития речи и двигательных навыков как на занятиях, так и в течении всего дня пребывания ребенка в детском саду.

Такие поговорки, стихотворения можно выучить дома с ребенком и проговаривать во время каких-либо действий.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как Павлов, Леонтьев, Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

В работе с детьми мы уделяем большое внимание и развитию мелкой моторики. Как в детском саду, так и дома можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма.

Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук отстает, задерживается и развитие речи, общая моторика при этом остается в норме или может быть выше возрастной нормы. Поэтому важно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук

В занятия с детьми входят разные виды упражнений для развития речи и координирования движений :

• физкультминутки,

• логоритмические и игровые упражнения,

• элементы импровизации,

• пальчиковая гимнастика,

• упражнения на различение звуков, в том числе музыкальных инструментов;

движение под музыку, танцы, марш,

подвижные игры.

Все эти виды работ в нашем детском саду согласованы с определенными темами, например «Домашние животные», «Весна», «Женский праздник» и другими.

Для подвижных игр тексты заучиваются с детьми заранее, а затем четко проговариваются, сопровождая всевозможными движениями. Ритм речи (стихов, поговорок, пословиц) способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память.

В начале каждой игры взрослым необходимо создать игровое настроение у детей : например принести и показать маску медведя, познакомить заранее с нужным персонажем, показать его на картинках, прочитать о нем сказки и рассказы. Прежде всего, на игровой лад настраивается сам взрослый (будучи он воспитатель или мама). Очень важно иметь позитивное настроение и с помощью выразительности голоса, определенной мимики, движений передать это настроение детям, и тогда каждый ребенок захочет включиться в игру.

Дети с удовольствием разучивают стихи и комплексы упражнений к играм, рассказывают и показывают все это дома, просят родителей выполнять движения вместе с ними. При выполнении таких упражнений происходит развитие речи, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это особенно важно для детей с нарушением речи.

Игры без игрушки, без картины, игры со словами, сопровождающими определенные движения давно известны в педагогике. У каждого педагога достаточно таких игр в своей копилке для детей разного возраста. Цель таких игр: упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, активизировать речь.

Всем известны народные игры-потешки «Ладушки», «Сорока- ворона», «Коза рогатая», «У медведя во бору». Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову. Более старшим дошкольникам предлагаем игры посложнее, такие, как «Каравай», «Гуси-гуси», «Краски», «Фанты», «Воробьи-вороны». В них дети, играя со словом, упражняются в произношении, в правильном их использовании. Изображая в определенной игре персонажи птиц или животных, дети раскрепощаются, забывают о своих трудностях в общении, становятся веселыми, в тоже время учатся слушать взрослого и друг друга, следовать определенным правилам.

Итак, подведем итог:

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает движения речевых органов (губ, языка, нижней челюсти) к произношению более сложных звуков, слов, фраз.

Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.

Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом.

- Вы можете задать вопрос: Почему же с мячом?

Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей. Эти игры не требуют большого пространства, поэтому если у вас дома еще нет мяча, советую приобрести несколько мячей разного размера. Если ваш малыш еще не умеет ловить и правильно бросать мяч, то научите его.

Приведем несколько примеров игр с мячом:

- Съедобное – несъедобное (эта игра любима детьми всех возрастов) :

Ведущий берет мяч. Остальные участники игры рассаживаются либо становятся напротив ведущего. Он бросает мяч поочередно каждому игроку, при этом произносит слово. Слова для игры относятся либо к пищевым продуктам, например, молоко, персик, котлета; либо к несъедобным предметам, например, автомобиль, стол, ведро. Если названое слово – пища или напиток, игрок ловит мяч. Если нет, отбивает его.

«Мяч передавай и слово называй». Дети встают в линеечку Дети передают друг другу мяч и называют слово на заданный звук. Или же, в сложном варианте надо повторить поговорку, например: Проворонила ворона вороненка.

«Умный мячик». У каждого ребенка мяч. Ведущий произносит слова, дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.

Следующим способом воздействия на речь через двигательную деятельность является проговаривание стихотворных текстов в сочетании с движениями. В процессе проговаривания стихов одновременно с движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой, четкой и эмоциональной.

Стихов в сочетании с движением огромное количество. Как уже говорила моя коллега: у каждого педагога своя подборка. Использовать их можно и как динамические паузы на занятиях, и на прогулке, и во время игр в группе, так и непосредственно на занятиях физической культурой.

Стоит отметить важный момент: при заучивании стихотворений, которые будут сопровождаться движениями, слова необходимо учить одновременно с движениями. Так текст запомнится быстрее, т. к. двигательная память запоминает последовательность движений, и помогает быстрее запомнить текст.

Проговаривание стихотворных текстов в сочетании с ритмичными движениями помогают преодолеть аритмичность при чтении стихотворений. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети рассказывают стихи нараспев, растягивая слова. Справиться с этим можно, добавив ритмичные движения (марширование, хлопки в ладоши, наклоны туловища).

В детском саду спортивный зал значительно больше по площади группового помещения и специально предназначен для физических упражнений - это позволяет проводить подвижные игры с различным спортивным инвентарем, например тренажёр для перешагивания, перепрыгивания препятствий.

Речевые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников. Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, а также внимание и память, углубят представления об окружающем.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые регулируют поведение играющих, способствуют выработки коллективизма, честности, дисциплинированности, ловкости и быстроты реакции.

Особенно эти игры актуальны для детей с нарушением речи, так как они корректируют и речевое, и физическое и психическое развитие.

Эти игры можно использовать на занятиях и прогулках.

Приведем примеры нескольких спортивных игр, любимых детьми

ВСТАНЬ КО МНЕ СПИНОЙ

Дети стоят по кругу. Один из них ходит за спинами детей и, остановившись около кого-нибудь, говорит:

«Встань ко мне спиной,

Побежим с тобой,

Кто из нас скорей

Прибежит домой?

Они становятся спиной друг к другу и бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто раньше прибежит на место.

БАБА ЯГА

На одном конце площадки стоят дети в домике, на другом конце – Баба Яга в домике (обруче). Дети подходят к Бабе Яге и дразнят её :

Баба Яга – костяная нога

Печку топила, кашу варила.

Пошла Баба на базар

Раздавила самовар.

Пошла Баба на улицу

Раздавила курицу.

Пришла Баба в детский сад

Испугала всех ребят.

После этих слов дети убегают в свой домик, а Баба Яга старается их поймать. Пойманных детей Баба Яга отводит в свой дом.

Само название игры может определить и ее содержание: «Кошки – мышки», «Эй, ребята, не зевайти!», «Медведь и пчелы», «Лисонька – лиса».

Таких игр большое множество, вы можете подобрать их вместе с ребенком и с пользой проводить свободное время.

Таким образом, благодаря такому комплексному подходу достигается высокая эффективность и стабильность результатов в работе с детьми. У детей с нарушением речи значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, закрепляется правильное звукопроизношение, возрастают показатели грамотной и, выразительности речи.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей» В настоящее время одной из наиболее важных, и глобальных проблем общества, является состояние здоровья наших детей. Как известно, физическое.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль движения в развитии речи детей»
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 13:08
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Роль движения в развитии речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Тарасова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД