ИРАИДА ПОЛЯКОВА
Консультация для родителей «Роль дидактической игры в обучении ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Игра – это жизненная лаборатория детства,
дающая тот аромат,
ту атмосферу молодой жизни,
без которой эта пора её
была бы бесполезна для человечества».
С. Т. Шацкий
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным, ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности. Дидактические игры широко используются в детских дошкольных учреждениях и направлены преимущественно на развитие познавательных процессов – внимание, память и мышление. Но, в, тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние. Дидактические игры являются игровой формой обучения, активно применяются на начальных этапах обучения. Выделяются несколько видов дидактических игр :
Публикация «Консультация для родителей „Роль дидактической игры в обучении ребенка“» размещена в разделах
1)Игры – путешествия. Данные игры признаны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они развивают наблюдательность, нацеливают на преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения.
2)Игры – поручения. Эти игры проще по содержанию, чем предыдущие, а продолжительность данных игр короче. В основе игры лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручениями.
3)Игры – предположения (Что было бы) В данной игре перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
4)Игры – загадки. В основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
5)Игры – беседы. Целью данной игры является общение. Основным является умение сопереживать, заинтересовать. Игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Материал для проведения данного вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей.
Игры должны соответствовать возможностям усвоения интересов детей. Самое главное, чтобы игра сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Основные функции дидактических игр :
1)Формирование устойчивого интереса к обучению и снятие напряжения;
2)Формирование психических новообразований;
3)Формирование общеучебных умений и самостоятельности;
4)Формирование навыков самоконтроля и самооценки;
5)Формирование адекватных взаимоотношений со сверстниками.
В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально – волевая сфера, способность и умение. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрей познаются закономерности обучения.
Примеры дидактических игр :
1)«Найди отличия»
Воспитатель предлагает дошкольникам карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий. Детям нужно как можно быстрее найти эти отличия.
2)«Самые внимательные»
Дети сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «Вода» – руки в стороны; «Земля» – руки вниз; «Огонь» – закрыть руками глаза; «Воздух» – поднять руки вверх.
3)«Запрещающее движение»
Воспитатель показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.
4)«Дорисуй»
Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов, на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и т. п.