Ирина Агафонова
Роль игры в познании окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это жизненная лаборатория детства,
дающая тот аромат, ту атмосферу молодой
жизни,без которой эта пора её была – бы бес-
полезна для человечества. В игре, этой специ-
альной обработке жизненного материала,есть
самое здоровое ядро разумной школы жизни.
С. Т Шацкий
К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости «Я хочу», «Я не буду» и т. п. Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. С детьми данного возраста я в этом году и работаю.
Публикация «Роль игры в познании окружающего мира» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Этот возраст обычно называют «временем миллиона вопросов». Дети
нашего возраста хотят выяснить, куда уходит ночь, из чего сделаны звёзды, почему корова мычит, а собака лает. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления детей с окружающим миром и культурными ценностями общества.
Взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка – важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи ребёнка в познании им окружающего мира.
С нашей помощью дети устанавливают разнообразные связи в окружающем мире :вступают в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делятся своими впечатлениями,принимают участие в разговоре, совершенствуют умение пользоваться установленными формами вежливого общения.
Дети нашего возраста с огромным интересом смотрят на окружающий мир,но видят не всё,иногда даже не замечают главного. Но если в этот момент быть рядом,удивляться с ними,побуждать не только смотреть, но и видеть,малыши захотят узнать ещё больше.
Огромную роль в познании окружающего мира оказывает игра, которая является ведущей деятельностью, как-бы «заказанная» природой, детей нашего возраста. Игра воплощает основные потребности ребёнка, по-скольку вырастает из предметно – манипулятивной деятельности– игры с предметами,которой он уже к этому возрасту овладел. Если раньше он действовал как взрослый,подражая ему, но не замечал этого, то сейчас он начинает осознавать, что действует сам и действует как взрослый. Играя, наши дети имитируют предметную деятельность, они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате: для кого и для чего они изображают натирание морковки, мытьё посуды, нарезание хлеба. В лучшем случае для них важны не столько действия,сколько отношения,стоящие за этими действиями.
Увлекательные дидактические, пальчиковые, сюжетно -ролевые и подвижные игры,наблюдения на прогулках,первые самостоятельные опыты помогают нашим детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя,своего отечества,но и всего самого прекрасного,что создала природа.
Основная задача воспитателя на занятиях по познанию окружающего мира – наполнить повседневную жизнь ребёнка в группе интересными делами, проблемами, идеями,включить каждого малыша в содержательную дея-тельность,способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, мы развиваем у каждого ре-бёнка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и до-стойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Осуществить это можно только при помощи игры. Пусть дети не видят, что их чему – то обучают. Пусть думают,что они только играют. Но незаметно для себя,в процессе игры дети решают разного рода задачи, формирующие определённые операции. Это интересно детям потому,что они любят играть. И наша роль в этом процессе-поддерживать интерес детей.
Обучая наших детей в процессе игры,мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!