Наталья Шестакова
Консультация для родителей «Родной край люби и знай!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Родной край – люби и знай!»
Край Ефремовский, родимый,
Все деревни и поля,
Земли, смешанные с глиной,
И Красивая Меча.
У Красивой Мечи на крутом берегу
Стоит город, который всем сердцем люблю.
Он скромнее Москвы, нет в нём царских дворцов,
Но прекраснее всех скромный город отцов.
Г. Гребецкая
Публикация «Консультация для родителей „Родной край люби и знай!“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
Патриотическое воспитание ребенка – сложный процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник у детей уже сейчас.
Малая Родина… у каждого она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все!
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в другом городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые должны передать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Значимость этого объясняется просто: если ребенок испытал в детстве чувство гордости за своих родителей, восхищение местами, в которых он родился и живет, пережил минуты восторга от сопричастности ко всему этому, он приобрел важный эмоциональный опыт. Тем самым проторены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом для формирования более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите ребенку о том, что на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Давайте представление о работе общественных учреждений, отметьте ценность их труда. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству улицы, озеленению своего двора. Ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.
Любой уголок нашего города неповторим. В городе множество заводов, есть фабрика, высокие дома, широкие улицы. Он славен своим прошлым, памятниками старины. Стоит на берегу реки Красивой Мечи, а вокруг раскинулись поля пшеницы, ржи, кукурузы, подсолнечника. Расширяйте круг представлений о родном городе, о некоторых доступных для ребенка исторических сведениях, показав все то, что свято чтут люди. Раздвигайте горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Детки должны иметь представление и о героях Великой Отечественной войны, защищавших их родной город.
Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия. Пусть он с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется новому, которое, казалось бы, давно ему известно.
Гуляя с ребенком, каждый раз находите объект для наблюдения. Вот в конце улицы появился забор, а за ним застрекотал бульдозер. Почему? Ребенок с вашей помощью делает предположение: наверно, здесь начинается стройка. Что это будет? Узнаем, когда придем сюда еще и еще. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детский сад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей – бездонно темным, витрины магазинов – особенно нарядными. Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег; и весеннюю с искрящейся капелью; с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков; летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю – с серыми дождями. А сколько радости возникает у ребенка при виде праздничной улицы, с украшенными огнями окнами! Все эти впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ее ракурсах, открывая новое в привычном и обыденном. Четырехлетний ребенок способен выучить свой домашний адрес. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах – школа, библиотека, почта, завод, магазины и т. д. Рассказать об их названии, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Ребенку полезно объяснить, в честь кого названы улицы, почему город, в котором он живет, носит такое название. При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности.
Нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, могут поехать с ребенком на экскурсию в любую даже отдаленную часть города.
Воспитывать любовь к родному городу – значит связывать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами. В. А. Сухомлинский говорил: «Красота родного края – это источник любви к Родине…. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
Чтобы ребенку было интересно, советуем сделать следующее:
Расскажите ребенку, как называется город, почему и чем он знаменит (сопровождайте рассказ фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками с изображением достопримечательностей нашего города и др.);
обращайтесь к детям с вопросом в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться ( можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать);
во время прогулок обращайте внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, кирпичные, деревянные, а также на памятники архитектуры;
не называйте дат - используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или «Это было очень – очень – очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете»;
используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями;
нарисуйте картинки «Мой город», «Моя улица», «Дом, в котором мы живем».
Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:
Люди работают на заводах и фабриках, в различных учреждениях, в магазинах и на полях. Они всегда готовы помочь друг другу, результаты труда людей нашего края необходимы не только тем, кто живет в нашей местности.
В родном городе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции : отмечают общенародные знаменательные даты; чтят память погибших героев (в сквере и на Кургане Бессмертия); чествуют знаменитых людей.
В нашем городе, как и везде во всей стране, проявляют заботу о детях (строят детские сады, игровые площадки, спортивные комплексы и др.).
В родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся и отдыхают.
В нашем городе, как и во всей нашей стране, люди берегут и охраняют родную природу.
Каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты могли лучше представить себе историю родного города, нужно рассказать им о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.
Лучше всего это сделать в Краеведческом музее родного города. Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия родного города.
Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята радуются и огорчаются, ощущают свою причастность к родному городу.
Итак, формирование у дошкольников любви к своей Малой Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов.
Предлагаем вашему вниманию:
Игровое упражнение «Продолжи»
Цель: Формировать умение быстро осмысливать услышанное, запоминать и добавлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях родного города.
Примерные фразы для продолжения:
- Наш город называется….
- Жителей нашего города называют…
- В нашем городе есть…
- Я люблю свой город за то, что он…
Игра «Найди отличия»
Цель: Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закрепляя знания о родном городе и воспитывая интерес к его настоящему и прошлому.
Ход игры:
Взрослый предлагает сравнить жителей старого и современного города:
как выглядели и одевались;
как и где работали мужчины;
как и где работали женщины;
во что играли дети;
старинные улицы и современные и др.
Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом в вашем распоряжении имеется немало средств и методов: чтение детской и художественной литературы о родном городе и событиях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр диафильмов. Наборы открыток, наборы с видами городов помогут дошкольникам познакомиться не только со своим городом, но и с другими. Разучивание стихотворений и песен, слушание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное настроение.
И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.
Успехов Вам!