Елена Мягкова
Консультация для родителей «Родители отвечают за безопасное взаимодействие ребенка с Интернетом»
▼ Скачать + Заказать документы
Интернет - необходимый инструмент, которым ребенку в новом тысячелетии предстоит пользоваться постоянно. Сегодня жить без компьютера невозможно. Век информационных технологий обязывает каждого владеть этим чудом техники. В дошкольных учреждениях создаются компьютерные кабинеты, где малышам преподают навыки работы на компьютере. Каждая школа оснащена компьютерными классами. Даже в глубинках страны Интернет не является уже роскошью. Компьютерная грамотность является одним из важных навыков для получения информации человеком.
Публикация «Консультация для родителей „Родители отвечают за безопасное взаимодействие ребенка с Интернетом“» размещена в разделах
- Безопасность в сети интернет для дошкольников
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Интернет - это неисчерпаемый источник информации, а ребёнок по своей природе любопытен. Интерес является одной из базовых человеческих эмоций. В том, что ребенок умеет пользоваться компьютером, и получает, необходимую информацию из интернета нет ничего плохого. Однако проблема заключается в том, что чрезмерное пребывание в сети выключает ребенка из нормального социального взаимодействия, вредит социализации.
Родители довольно часто обращаются к психологам с «компьютерными» проблемами: ребенок слишком долго находится в Интернете или в компьютерных играх, и в связи с этим возникают конфликты в детско-родительских отношениях. Бывает, что родители сильно тянули с обращением к специалисту – и проблема уже очевидна не только профессионалу: налицо нервный срыв или состояние, когда проблема уже стала особенностью ребенка.
Дети дошкольного возраста особенно любопытны, и поиск информации, просмотр мультиков и картинок в интернете может занимать огромное количество времени, становясь навязчивым состоянием. Также не секрет, что многие родители, чтобы иметь больше свободного времени, используют телевизор или компьютер для того, чтобы ребенок был занят и не мешал. Во время консультации часто проясняется, что с самого раннего возраста родители предлагают ребенку планшет или компьютер для просмотра мультиков. Очень редко это длится 10-15 минут, часто они рассказывают о том, что ребенок сидит и смотрит мультики, пока убираются в квартире и готовят обед, а это, по меньшей мере, один час.
Кроме того, что дети могут слишком много времени проводить за компьютером, есть и другая не менее значимая, и даже опасная проблема - в любой момент ребенок может столкнуться с информацией, которая для него не предназначена: это и сцены насилия, и так называемый «взрослый» контент. Часто это может происходить случайно, ведь рекламные баннеры на безобидных сайтах могут вести на сайты с «недетской» информацией.
На сегодняшний день распространена и такая проблема, как кибербуллинг (онлайн-травля).
Получили распространение случаи преступления в виде общения с опасными незнакомцами в интернет контенте. От действий таких преступников пострадал не один десяток детей, до сих пор устанавливаются новые эпизоды. У таких взрослых дядей в «друзьях» в социальной сети оказывается много несовершеннолетних. Установлено, что для знакомства и общения преступники используют множество аккаунтов и действуют «под маской» ребенка (например, с мужчина 40 лет, который выдает себя за ребёнка-ровесника). Они знакомятся в социальных сетях с детьми, представляясь девочкой, или мальчиком. Затем устанавливают доверительные отношения с ребёнком и просят выслать фото «невинного содержания». Потом, шантажируя уже этими фотографиями, требуют прислать фотографии все более и более откровенные. Или выведывают личную информацию для совершения преступления.
Существуют программы, контролирующие как время пребывания ребенка в сети, так и сайты, которые он смотрит, есть даже специальные детские поисковики. Но все-таки родительское внимание - это первоочередная вещь.
Многих трудностей можно избежать, если с самого рождения ребенка родители будут устанавливать четкие и всегда соблюдаемые правила: сколько по времени и что можно смотреть и искать в интернете. Необходимо уже с дошкольного возраста говорить с ребенком о том, что существует ответственность за действия в Интернете. Вы должны разъяснить ему, что в Интернете, как и в реальном мире, есть опасности.
Взрослым следует знать, что чрезмерное увлечение интернетом и компьютером может свидетельствовать о наличии проблем в семейном взаимодействии или о нарушениях в коммуникациях со сверстниками. В итоге ребенок ищет среду, где он будет чувствовать себя комфортно и уверенно. Например, в компьютерных играх, где он сможет побеждать, оттачивать свое мастерство и быть успешным среди сверстников, играющих в те же компьютерные игры.
Дети с хрупкой психикой стремятся уйти в мир игры и фантазии. Чтение книг и творчество требуют усилий. А в компьютерных играх все просто, создается впечатление собственного могущества. Ребенок сидит перед экраном компьютера, погружается в виртуальный мир, где он сам принимает решение, кого убить, кого помиловать, и делает это простым нажатием кнопки. А в действительности он не может: ни дать сдачи обидчику, ни залезть на дерево, ни стать лидером в соревновании. Но ему это и не нужно! Существует более простой способ стать героем. В результате дети физически слабы, со страхом перед реальной жизнью. Завышенные притязания, низкий уровень силы воли - в реальности нет желания добиваться желаемого. При малейшей трудности у них опускаются руки. Именно эти причины приводят к низкой успеваемости в школе, дети не любят читать, не проявляют интереса к творчеству. Несоответствие завышенных притязаний ребенка его реальным возможностям приводят в душе к внутреннему конфликту. Компьютер помогает уйти от неприятной реальности. Беда только в том, что компьютерный мир становится для них реальностью.
Есть вероятность, что если ребенок не стал зависимым от компьютера, но при неправильном его использовании разрушительно действует на весь организм в целом. Зрение ухудшается в первую очередь. Может развиться компьютерный зрительный синдром (красные глаза с ощущением в них песка). Долгое виртуальное общение не дает нормальных навыков живого общения. Если у ребенка проблемы с сердечно-сосудистой системой, то игры типа «стрелялок» и «догонялок» могут привести к повышению артериального давления. Специалисты уже заметили, что световые вспышки на компьютерном экране возбуждают импульсы в коре головного мозга. В у детей, постоянно играющих в компьютерные игры, появляются судороги. Детских психиатров волнует еще и то, что фанаты компьютерных игр приспосабливаются к состоянию пассивного возбуждения, когда разрядка наступает без усилий, всего лишь методом возбуждения подкорковых структур, отвечающих за данную эмоцию. Это привносит релаксирующее воздействие на индивида, устраняет инициативу в зародыше, оказывает влияние, идентичное наркотическому. Ведь не зря данные дети ни о чем другом не беспокоятся, перерождаясь как бы в придаток компьютера.
Советы, как защитить ребенка в сети
1. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно сохранять эти рамки. Количество времени нужно выбирать исходя из возрастных особенностей ребенка. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
2. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
3. Если ребенок уже может пользоваться интернетом, то самое время поговорить с ребенком о том, какие угрозы могут встретиться ребенку на его жизненном пути, в том числе, в Интернете.
4. Объясните детям, что под видом незнакомых девочек и мальчиков в сети часто скрываются люди, которые собирают фотографии детей для перепродажи. Такое предложение может поступить даже от друзей.
5. Бывает и так, что дети сами делятся друг с другом фотографиями. Обсудите с ребенком, что будет, если его «друг» вдруг обидится на что-то и решит выложить эти снимки в Интернет, показать их всем или обсудить их с друзьями. А еще его компьютер может, например, сломаться или в нем могут появиться вирусы, и его придется нести в ремонт. Спросите ребенка, действительно ли он хочет, чтобы кто-то чужой рассматривал его фото или увидел их через много лет?
6. Пообещайте ребенку, что если он расскажет вам о том, что что-то такое с ним уже происходило или произойдет - вы не будете его ругать. Помните - он в этом случае жертва, а не преступник.
7. Расскажите ребенку, что мошенников также могут интересовать данные документов, банковских карт, номера телефонов и адрес проживания. Поэтому, если кто-то просит ребенка выслать фотографии, адрес дома, пароль от компьютера, данные банковской карты, пароли, пин-коды из смс или что-то подобное - надо остановиться, ничего не говорить и не писать, а срочно рассказать взрослым.
8. Добавьтесь в друзья к своему ребенку на его страничке в соцсети - так вы будете в курсе того, с кем он общается.
9. Если ваш ребенок столкнулся с попыткой шантажа - срочно сообщите в Следственный комитет, даже если, на ваш взгляд, «ничего страшного не случилось».
10. Жаловаться на подозрительный аккаунт администрации социальной сети нет смысла - сомнительную страницу закроют, а педофил заведет новую, и вы упустите шанс помочь поймать преступника.
11. Если вы сомневаетесь в том, как действовать, или вы стали свидетелем киберпреступления против половой неприкосновенности ребенка, позвоните на горячую линию Главного следственного управления СКР по РМ или обратитесь в ближайшее отделение полиции.
Проведите шуточный тест для детей, который поможет им усвоить азы безопасности в Интернете.
Шуточный тест для детей, чтобы уберечься от нешуточных действий преступников в сети:
1. Действуют ли правила этикета в Интернете?
• Интернет - пространство, свободное от правил
• В особых случаях
• Да, как и в реальной жизни
2. Чем опасны социальные сети?
• личная информация может быть использована в разных целях
• компьютер может быть взломан
• можно подцепить вирус
• часто преступники и маньяки добавляются в друзья под видом детей, «добрых взрослых»
• есть люди, которые узнают секреты и начинают шантажировать других людей
3. Что надо делать в Интернете, чтобы стать жертвой преступника?
• Выкладывать свой номер в общий доступ
• Делиться личной информацией, по которой вас легко найти (например, адрес)
• Отправить лучшему другу номер телефона мамы
• я не глупый, по фотографии видно, преступник мне пишет, или нет.
5. Что является основным каналом распространения компьютерных вирусов?
• Веб-страницы
• Электронная почта
• Флеш-накопители (флешки)
6. На компьютере должна стоять программа- антивирус. У тебя стоит такая программа?
• Да
• Нет
• Мне все равно
7. Чтобы защитить компьютер от вирусов, надо…
• Ничего не нужно
• Повесить на него маску
• Установить антивирус
• Его регулярно мыть и чистить
• Не заходить на незнакомые сайты
8. Что нужно сделать при получении сообщения от неизвестного человека или фирмы?
• Удалить его, не открывая
• Открыть его и посмотреть информацию
• Отправить в корзину на компьютере
• Посоветоваться с родителем
9. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
• Посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия
• Пойду один
• Пригласить с собой друга
• Пойду, только если на фотографии ребёнок моего возраста
10. Преступник не сможет проникнуть в компьютер и украсть фотографии, файлы и документы, если есть:
• Злая собака
• Охранная система
• Решетки на окнах
• Антивирусная программа
11. Что нельзя рассказывать о себе в социальных сетях?
• Свои увлечения
• Свой псевдоним
• Домашний адрес
• Номер банковской карты
Обсудите результаты теста с детьми, спросите ребенка, где у него возникли затруднения и почему. Объясните еще раз, что хотя тест и шуточный, но пренебрежение мерами безопасности в сети может стоить ребенку и его близким людям очень дорого