Елена Смирнова
Консультация для родителей «Играем и память развиваем! Рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти. Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти. Виды памяти :
Публикация «Консультация для родителей „Играем и память развиваем! Рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);
- словесно-логическая;
- двигательная.
Индивидуальные особенности памяти. Существует три типа памяти :
- наглядно-образный;
- словесно-логический;
- промежуточный (гармонический).
Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки. Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы. Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал. Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка?
Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти. Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.
«Игра в слова»
1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес. Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.
2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат. Проверь себя.
3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда. Проверь себя.
4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу. Проверь себя.
Развитию словесно-логической памяти способствовали следующие упражнения
Можно предложить следующие рассказы для запоминания:
1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, Споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть. Вопросы к рассказу: - Как звали мальчика? - Что с ним случилось во время прогулки? - Кто помог мальчику? - Чем заканчивается рассказ?
2. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство. Вопросы к рассказу: - Как звали девочку? - Что она построила? - Кого девочка хотела катать на машине? - Что случилось во время игры? - Как девочка оказала помощь мишке? Развитию зрительной памяти способствовали следующие упражнения.
Игра «Заблудились животные»
Цель: развивать зрительную память и восприятие.
Задание: попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено?
Можно задать вопросы: 1. Какие растения изображены на картинке?
2. Какие животные?
3. Может ли так быть?
4. Какие животные заблудились?
Игра «Что потерялось?»
Цель: развивать внимание и зрительную память. Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками? Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Вариант 1: Задание: попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их. Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?
Вариант 2: Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?
«Бусы»
Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги или нанизывать на шнурок.
«Каскад слов»
Цель: развитие объёма кратковременной слуховой памяти. Содержание: Взрослый просит ребёнка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребёнок должен повторить их в той же последовательности. Затем взрослый называет три слова и т. д. Если ребёнок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд ещё 2-3 раза.
1. огонь;
2. дом, молоко;
3. конь, гриб, игла;
4. петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5. крыша, пень, вода, свеча, школа;
6. карандаш, машина, брат, мел, птица хлеб;
7. орёл, игра, дуб, стакан, телефон, пальто, сын;
8. гора, вороны, часы, стол, снег, картина, сосна, мел.
«Каскад цифр»
Цель: развивать кратковременную зрительную память.
Инструкция: «Посмотри внимательно на цифровой ряд и повтори его в той же последовательности (вначале две цифры, затем три, четыре и. п.)
6 2
2 8 3
1 7 4 3
6 3 5 9
1 4 6 8 2
«У оленя дом большой»
Цель: развитие умение использовать мнемонические приёмы для запоминания текста.
Содержание: Взрослый, проговаривает текст игры, сопровождает его движениями.
У оленя Дом большой,
Он глядит в свое окошко:
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучит.
Стук, стук. Дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Заяц, заяц, забегай! Лапу подавай!
(Скрещивают руки над головой, Изображают крышу. Руки перед лицом изображают окно. Производят движения руками, как при беге. Кулаками имитируют стук в дверь. Большим пальцем через плечо. Показывают, что сзади охотник. Дети вытягивают руки вперёд.)
Усложнение: постепенное увеличение темпа проговаривание текста.
«Запомни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти.
Содержание: Ребёнок рассматривает пять (знакомых) предметных картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Взрослый показывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.
Усложнение: увеличить количество картинок, уменьшить время запоминания.
«Кто не на месте?»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Содержание: Десять игрушек выставляются перед ребёнком на столе в один ряд. Взрослый предлагает запомнить, какая игрушка, на каком месте находится. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. После чего ребёнок должен повернуться и расставить игрушки по местам. Игра проводится до 5-6 раз.
Мы желаем Вам успехов и удачи в воспитании Ваших детей!