Вера Петушкова
Консультация для родителей «Ребенок в обществе детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В нормальных условиях развития ребенку приходится общаться с людьми разных возрастов-старшими, младшими, сверстниками. Каждая из этих линий общения по-разному удовлетворяет духовные потребности подрастающего человека. Общение со взрослыми удовлетворяет его потребность в компетентной оценке, помогает познать свои силы и способности. Поэтому уже дошкольники могут иметь свое мнение не только о сверстнике, но и о взрослом, о его доброте, справедливости, умении держать слово, а порой и об умственных способностях. На основе взаимодействия со взрослыми у ребенка возникает способность вступать в контакт и с детьми. Ребенок живо интересуется детьми, уже на 2-м году жизни проявляет внимание к ним, стремится вступать в контакт. Уже в раннем детстве отношение к сверстникам становится избирательным: к одним ребенок испытывает симпатию, к другим равнодушен, к третьим проявляет определенную враждебность. Во многом эта избирательность связана с отношением к детям самих взрослых, порой невольно как бы передающих своим детям собственную оценку окружающих.
Темочки:
Новый этап развития общения ребенка со сверстниками начинается с момента его поступления в дошкольное учреждение. Здесь он становится членом своеобразного «детского общества», внутри которого царят особые законы межличностного взаимодействия: здесь возникают новые условия развития личности ребенка, связанные с появлением у него новых социальных ролей. В семье ребенок-сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, в дошкольном же учреждении он впервые сталкивается с правилами и обязанностями, которые вытекают из новых ролей-равноправного товарища по группе, вынужденного, как и все выполнять общие для всех правила распорядка, считаться с интересами других детей, выполнять распоряжения чужого человека-воспитателя. Все это и порождает проблему адаптации, постепенного приспособления ребенка к новой жизни, в процессе которого перестраивается не только режим дня, но и вся система ценностей маленького человека. Как сложатся его взаимоотношения со сверстниками, какое место займет он в детском обществе, имеет особенно важное значение для психического развития ребенка, В группе одни дети всегда окружены другими детьми, которые охотно принимают их в игру, делятся с ними игрушками, посвящают в свои тайны; другие же не пользуются таким расположением сверстников, а порой оказываются в своеобразной психологической изоляции. Ясно, что положение ребенка в группе не может пройти бесследно для развития его характера. При этом опасной могут оказаться обе крайности. Так, у ребенка, который находится «на виду», всегда командует, захватывает в игре главные роли, могут возникнуть такие черты, как тщеславие, зазнайство, пренебрежительное отношение к людям, стремление всегда занимать привилегированное положение. Состояние же своеобразной психологической изоляции приводит, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, либо к необщительности, либо к грубости, упрямству или даже агрессивности.
Взаимоотношения в детском коллективе складываются в отсутствии родителей, но это не значит, что они ни чем не могут помочь своему малышу. Прежде всего они должны знать реальное положение своего ребенка среди других детей : с кем он дружит, как проходит его общение со сверстниками-командует он ими или только подчиняется, какие роли достаются ему в играх, не обижает ли он других и не терпит ли обиды. Обо всем этом следует систематически беседовать с воспитателем.
Родители влияют на взаимоотношения своих детей со сверстниками по крайней мере двумя путями. Во-первых, в семье у ребенка формируются те качества и особенности поведения, которые играют существенную роль для завоевания признания в группе. Положение ребенка в коллективе в определенной мере зависит даже от его внешнего вида: опрятности, уровня владения санитарно-гигиеническими навыками. Крайне важны для положения ребенка в группе такие качества, как уровень умственного развития, доброжелательность, сговорчивость, культура речи. Все это, а особенно стиль общения с людьми ребенок усваивает в семье, перенимает от родителей. Это путь качественного воздействия на межличностные отношения детей, воздействие через общее содержание и стиль семейного воспитания.
Второй путь-прямое влияние родителей на взаимоотношения своего ребенка со сверстниками и в детском саду, и во дворе. Правильно поступают те взрослые, которые тактично и незаметно стараются сблизить детей, учат своего ребенка заботливо, бережно относиться к товарищам, справедливо разбирают ребячьи конфликты, знакомятся с родителями товарищей своих детей.