Галина Пименова
Консультация для родителей «Развиваем у детей связную речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из самых важных задач обучения детей дошкольного возраста родному языку – развитие связной речи. Чтобы решить эту задачу требуются совместные усилия взрослых – педагогов и родителей.
Для решения этой задачи в детском саду проводится организованная образовательная деятельность, в ходе которой детей учат : пересказывать тексты небольших по объему сказок, рассказов; составлять описательные рассказы, рассказы из личного опыта. С детьми проводят беседы, дидактические игры, читают произведения художественной литературы. Но всего этого недостаточно для решения столь важной задачи. Большую помощь в развитии связной речи детей могут и должны оказывать родители. Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для не планируемого рассказа детей. Родители могут расспросить ребенка, чем он занимался в детском садике, что интересного и нового узнал, что им читали. Попросить пересказать прочитанное произведение, соблюдая логическую последовательность. Для этого не нужно специально выбирать время, используйте время, затраченное на дорогу в детский сад, или домой.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем у детей связную речь“» размещена в разделах
Если вы купили ребенку книгу, то обязательно прочтите ее перед сном или в свободное время, побеседуйте с ним о прочитанном. Задайте вопросы по тексту, выясните его отношение к героям произведения. Вопросы могут быть самые разнообразные:
-О чем говорится в рассказе (сказке, стихотворении?
-Что нового, интересного ты узнал из прослушанного произведения?
-Что ты можешь рассказать о герое новой сказке? Какой он? Понравился ли он тебе? Чем?
-Какое главное событие этого рассказа
-Что произошло с его героями?
Или:
-В этой сказке есть лиса?
-А еще, в какой сказке встречается лиса?
-Какая она (обманщица, хитрая и т. д. ?
-А зайчик, какой?
Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Чтобы выразить свою мысль, нужно ее иметь, а для этого нужно пополнять знания детей, развивать их кругозор. Задавайте детям вопросы о природных явлениях, об окружающем их мире. Пусть ребенок не сможет ответить на вопрос сразу, но он будет думать, будет стремиться ответить правильно. Не торопите его, дайте возможность подумать, сделать выводы.
Недавно я задала детям вопрос: «Почему качаются деревья?» Только один ребенок ответил правильно: «Потому что дует ветер». Остальные отвечали: «Потому что осень, потому что листья с деревьев летят» и т. п. Не торопитесь сразу давать ребенку готовый ответ, пусть он подумает, поразмышляет, а вы можете помочь ему наводящими вопросами.
Для развития познавательной активности можно задавать разные вопросы:
-Почему тает снег?
-Почему не тает снег?
-Почему ночью темно?
-Почему зимой нет насекомых? И т. д.
Большую помощь в развитии связной речи и мышления могут оказать игры, в которые тоже можно поиграть по дороге в детский сад или домой, на кухне, во время приготовления ужина.
Игра «Что было бы, если бы…»
-дети сломали и раскидали игрушки,
-если бы разорвали все книжки,
-если бы в холодную погоду ты забыл надеть пальто,
- если бы все время лил дождь и т. д.
Игра «Так бывает или нет?»
Ребенок объясняет, что так не бывает, почему?
Например: «Был сильный мороз, Сережа взял сачок и побежал на улицу ловить бабочек»
Беседуйте с ребенком на самые разные темы:
-Как ты вел себя в детском саду?
-Кто из детей тебе нравится больше всех, почему?
-С кем интереснее всего играть?
Чтобы в дальнейшей жизни вашему ребенку было легче общаться с людьми, помогите ему сейчас.