Анжелика Семернина
Консультация для родителей «Развиваем связную речь ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Значение связной речи в развитии ребенка.
Далеко не все дети к началу учёбы в школе умеют связно и последовательно излагать свои мысли. И лишь немногие при стихийном говорении достигают высокого речевого уровня. Только специальное обучение может помочь ребенку овладеть всеми сторонами речи: фонетической (правильно произносить звуки родного языка; использовать интонационную выразительность, силу голоса, темп речи); лексической (знать названия предметов, явлений, их качеств, действий; различать слова многозначные, близкие и противоположные по смыслу, употреблять их в соответствии со значением); грамматической (изменять и образовывать слова, согласовывать их; использовать предложения разных типов); связной речью (описывать предмет, рассуждать, объяснять; сочинять рассказы).
Темочки:
Иметь достаточный словарный запас, говорить четко и выразительно – необходимость этого ясна и без доказательств. А зачем малышу «скучная» и трудная грамматика? Приведем любопытный пример, который позволит вам оценить всю важность грамматических правил. Прислушайтесь к такой фразе на тарабарском языке: глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. Улыбнулись? Да, на первый взгляд это смешно. А потом все становится понятно. Есть какая-то «куздра», причем «глокая». Она «будланула» какого-то «бокра», но этого ей показалось мало, и она вплотную занялась «бокрёнком». Даже с ребенком можно обсудить слова фразы и предположить значение каждого. А все потому, что с окончаниями и другими частями слова здесь нет никакой путаницы – каждая на своем месте. В этом и заключается суть грамматики.
2. Вместо текста – сюжетные картинки.
Наиболее успешно дети осваивают родной язык, когда они вовлечены в активную речевую работу. В качестве таковой можно предложить речевые упражнения по серии сюжетных картинок. Обычно иллюстрации к сказке изображают отдельные эпизоды. В серии же сюжетных картинок зарисована целая логическая последовательность. Рассмотрев, к примеру, серию сюжетных картинок о приключениях, вы легко поймете, с чего все началось в этой истории, что было потом, и чем приключения закончились. Очень важно, чтобы набор изображений был полным. Если он способен заменить собой словесный текст, то ребенку легче рассказать всю сказку.
Очередность показа картинок может быть различной. Открываете первую картинку – знакомите с началом рассказа; продолжение и конец ребенок придумывает сам. Затем открываете вторую, потом третью: по ним видно, как развивалось событие на самом деле. Теперь показываете четвертую, и ребенок узнает, наконец, чем оканчивается сказка.
После этого он составляет рассказ в соответствии со всеми четырьмя картинками. Но можно сначала показать последнюю картинку. Тогда будет известно лишь то, чем заканчивается история, а начало и продолжение ребенок придумывает сам. Затем открываете первую картинку: малыш сравнивает с нею свое собственное начало и соответственно изменяет рассказ. Теперь сочиненной им остается только средняя часть сюжета и т. д. Предлагайте ребенку давать лаконичное, точное, выразительное название каждому его рассказу.
3. Совместное составление рассказов.
Возьмите на себя роль партнера и примите самое активное участие в совместном рассказывании, в придумывании продолжения сказки. Начинать и заканчивать ее предоставляете малышу. Необходимо иметь в виду, что каждое упражнение в задании – это часть рассказа по картинке. Отвечая на вопросы, ребенок уже рассказывает.
Успех ваших занятий с ребенком будет во многом зависеть от понимания вами того, что у каждого малыша свои способности и свои познавательные возможности. Следует учитывать и то, что дети 5-7 лет послушны и податливы, поэтому с ними надо быть особенно осторожным, чтобы не навредить им. Прислушайтесь к тому, что происходит в душе ребенка. Это поможет не переусердствовать с нагрузкой и не отбить у малыша желание заниматься. Ориентируйтесь и на особенности его темперамента. От молчуна бесполезно требовать говорливости, а разговорчивому надо дать высказаться.
4. Использование дополнительных заданий при составлении рассказов.
Если малыш проявляет к таким занятиям заметный интерес, предложите ему дополнительные задания, к примеру, на подбор эпитетов (изобразительное средство в художественной литературе – образное определение предмета, например, пушистый зайчонок, сравнений, метафор (употребление слов в переносном значении на основе сходства, например, ёж свернулся клубком). Придумывая рассказы по картинкам, не забудьте, что это лишь – один из способов овладеть всеми сторонами речи.