Оксана Языкова
Консультация для родителей «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я бы хотела познакомить вас с одной из технологий, с помощью которой мы развиваем речь с детьми. Эта технология называется ТРИЗ. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Использование методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи (диалогической и монологической, развитие коммуникативных навыков, интеллектуального развития, творческого развития (фантазирование).
ТРИЗ помогает в забавной, доступной для детей форме научить их решать творческие задачи в общении, в учебе, игре. С его помощью у детей можно тренировать способность фантазировать, преодолевать психологические и интеллектуальные затруднения.
Каждый взрослый должен помнить "Каждый ребенок изначально талантлив и гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, что бы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г. С. Альтшуллер).
Предлагаю Вам несколько примеров игр по технологии ТРИЗ, в которые вы бы смогли поиграть вместе со своими детьми:
Игра "Да-Нет-ка” или "Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово "Слон”. Дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т. д.
Игра "Хорошо - плохо”
Ведущий поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. Пример: "Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного. Плохо – они быстро рвутся…и т. д.
Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т. д.
Игра "А что еще. ?"
Например: Бабочка летает. А кто еще летает?
Солнце светит. А что еще светит?
Игра "Я могу. "
Например: Я пчела. Я могу ужалить. А что еще я могу?
Я мел. Я могу писать на доске. А что еще я могу?
Игра "Наоборот” или "перевертыши”
Ведущий бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход.)
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
"Помоги Золушке”
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем- нибудь тяжелым прижимать.
Коллаж из сказок.
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание…” Дальше начинается творческая совместная работа ребенка и взрослого.
Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Например: Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк…