ольга максимовских
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности.
Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй, но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в целях общения, т. е. коммуникации. Отрабатываются эти умения в процессе формирования связной речи.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух формах – диалоге и монологе.
Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников.
Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких – либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. Развитие обеих форм (диалога и монолога) связной речи играет ведущую роль, а процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
У детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.
В овладение диалогической речью. Здесь можно выделить следующие задачи:
- Научить ребенка отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы)
- Научить постановке вопросов
- Воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу (эта задача в значительной степени психологическая).
На этапе формирование монологической речи детей учат связно и последовательно, логически строить и заканчивать, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывание. Обучение рассказывания проводится по двум направлениям:
- Обучение пересказу,т. е. воспроизведению прослушанного (прочитанного) текста
- Обучение составлению рассказов (придумывание).
Но для этой речевой деятельности необходима основа. Помочь обучению рассказыванию может план, предложенный взрослым, например:«Расскажи про снежок»
- Что это?
- Это снежок.
- Снежок какой? (по цвету, форме, на ощупь – «если потрогать»)
- Снежок – белый, круглый, холодный.
- Как с ним можно играть?
-Снежок можно лепить, играть, бросать. Такой рассказ по вопросам взрослого поможет последовательно изложить мысли и нацелит на согласование слов в предложении, построение высказывания.
Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?
Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Дети любят говорить и рассказывать про свои игрушки. Предиметом рассказа может быть вс, что окружает ребнка: машины, дома, деревья, цветы. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали, части. Рассматривая предмет, ребенк должен ответить навопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины? Каие у него части?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал распространённой фразой или предложением. Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки. Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.