Мария Анашкина
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
посредством разных видов музыкальной деятельности
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Так же речь можно развивать на музыкальных занятиях используя разные виды деятельности.
Речь и пение (1 слайд)
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи –это пение.
Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках
(например: «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в зеленом лугу» и др.).
Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.
Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика,вырабатывают умение владеть голосом протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, вырабатывать хорошую дикцию через повторение они заучивают слова, учатся петь громко и тихо, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!
Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка (например: «Да-дэ-ди-до-ду», «На-ра-рим-пам-пам»).
Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.
ИТАК:
Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.
Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
Речь и голос (2 слайд)
Большое внимание уделяем голосу ребёнка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации.
Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины)
(например: игра «Кто кричит, что звучит»).
В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.
Речь и пальчиковые игры (3 слайд)
Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.
Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. В своё время И. Кант мудро изложил: «Рука - это вышедший наружу мозг человека».
Одним из направлений совместной деятельности музыкального руководителя являются музыкально – пальчиковые игры.
В нашем детском саду организацию работы по развитию мелкой моторики средствами музыкально – пальчиковых игр мы осуществляем через программу по музыкальному воспитанию «Ладушки». Программа в своих разработках рекомендует проводить пальчиковые игры на каждом музыкальном занятии.
Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием. Например: игра «Пальчик мой» - звучит легко и дети быстро придумывают к ней персонажи: зайчик, курочка и выполняют движения в их соответствии.
Хочется отметить, что виды музыкально – пальчиковой гимнастики усложняются в зависимости от возраста детей.
Речь и движения под музыку (4 слайд)
Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная, координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.
Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Речевое музицирование и развитие чувства ритма (5 слайд)
Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Данный вид деятельности мы осуществляем через программы «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой и «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К. Орфа. Здесь мы используем следующие формы работы: пальчиковые игры, звучащие жесты, речевое музицирование (ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста, вокализация ритма, музыкально – дидактические игры и упражнения.
Речь и логоритмика (6 слайд)
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка.
Наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач являются методические пособия М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп).
Давайте рассмотрим, как через разные виды музыкальной деятельности идёт работа по развитию речи.
Таким образом, развитие речи дошкольников осуществляется всесторонне в разных видах музыкальной деятельности (7 слайд)
Слушание музыки
В своей работе по слушанию, мы сталкиваемся со скудностью лексикона детей при определении характера музыки. Словарь «эстетических эмоций» обогащает речь детей эпитетами. Сравнивая произведения, контрастные по звучанию или близкие по настроению, развиваем у детей компоненты устной речи.
Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки.
Знания о композиторах расширяет словарь музыкальных терминов:
Пение развивает связную образную речь, расширяет кругозор, исправляет ряд речевых недостатков.
Музыкально-дидактические игры: развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух
Музыкально-ритмические движения: танцы с пением, хороводы также полезны для развития речи.
Игра на детских музыкальных инструментах развивает ритм, слух дошкольника, а также музыкальные и творческие способности