Тамамян Оксана
Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания у ребенка дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевого дыхания у ребёнка дома.
(из опыта работы)
«…от правильного речевого дыхания зависит красота и легкость речевого голоса его сила, богатство динамических эффектов музыкальность речи»
Э. М. Чарели
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речевого дыхания у ребенка дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
Важной частью речи является дыхание. Физиологическое, или жизненно необходимое, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. Речевое дыхание представляет собой координированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Как же рождаются звуки речи? Для того чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Многие замечали: прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под воздействием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути: от легких через трахею, гортань, глотку до ротовой и носовой полости. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее всё повторяется. Дети, у которых ослабленные вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, поскольку на середине фразы они вынуждены добирать воздух. Часто эти дети недоговаривают слова и в конце фразы произносят их шепотом. Иногда чтобы закончить длинную фразу, ребенок вынужден говорить на вдохе, отчего создается впечатление, что ребенок задыхается. Правильное речевое дыхание -основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Речевое дыхание можно и нужно развивать. Древние восточные мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы, физическую и умственную деятельность, стимулирует работу сердца, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью и, несомненно играет огромную роль в закаливании и оздоровлении дошкольников. Лучший способ для этого в дошкольном возрасте - игра.
При проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда они даже могут вызвать головокружение.
* Поэтому игры должны продолжаться не более 3-5мин (с перерывами на отдых). Во время игр нужно ориентироваться на самочувствие ребенка и его эмоциональное состояние.
*Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении.
*Упражнение выполнять до еды.
*Играть в свободной, не стесняющей движений одежде.
*Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
*Выдох должен быть длительным, плавным без толчков.
*В процессе игровых упражнений по развитию речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.
*Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
Родителям, которые желают научить ребенка говорить красиво и четко, следует обратить внимание на формирование правильного дыхания.
Как же развивать речевое дыхание дома? Вашему вниманию предлагаю ряд игр на развитие речевого дыхания.
Все упражнения направлены на развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активизацию губных мышц.
«Снегопад»-положить «снежинки» (ватные комочки) на ладошку, сдуть их.
«Буря в стакане»-подуть в воду через трубочку.
«Пускание мыльных пузырей»-учить делать длительный выдох через рот.
«Пускание мыльных пузырей»-соревнование «Чей пузырь будет летать дольше».
«Покатай карандаш» -вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокати карандаш по столу.
«Прокати шарик» - вдохнуть через нос и дуть на шарик, лежащий на столе, (любой легкий шарик -например теннисный).
«Футбол» -вдохнуть через нос и дуть на «мяч» (ватный шарик, пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
«Одуванчик» -на прогулке-сдуть пушинки с первого-третьего раза.
«Листопад»-вдохнуть через нос, сдуть листочки с ладошки. Можно к каждому листику привязать нитку. Закрепить листик на уровне лица ребенка.
«Стрекоза на поляне»-вдохнуть через нос, сдуть бумажную стрекозу на «цветочек».
«Перышко»-сдуть перышко с ладони.
«Оса и банки с вареньем»-сдуть осу с банки.
«Гусеница»-подуть на гусеницу через соломинку для коктейля.
«Подуем на чай»
«Разминка для слона» «Ракета»
«Прическа»
«Змейка» - вдохнуть через нос, дуть в соломинку для коктейля, так чтобы раскрылся «язычок» у «змейки».
«Птичка» - сдуть бумажную птичку с ладошки.
«Сдуй снежинку» - вдохнуть через нос, сдуть «снежинку» с «рукавицы».
«Вертушка» - подуть на вертушку (как бы имитируя «сильный ветер»).
«Веселая карусель» - вдохнуть через нос и дуть на солнышко.
«Подуем на траву» - вдохнуть через нос и дуть на «траву», выдыхая через рот.
«Морские гонки» - через короткую соломинку для коктейля дуть на бумажный кораблик в воде.
Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы разнообразить дыхательные игровые упражнения, Играйте и развивайтесь.
С наилучшими пожеланиями учитель-логопед Тамамян О. Х.