Оксана Полозова
Консультация для родителей «Развитие психических процессов у детей с ТНР 6-го года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у детей проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи. Зная эти особенности, нужно планировать занятия по развитию речи таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования у детей потребности в общении. Параллельно у детей с ОНР происходит нарушение в развитии психических процессов : слабая память, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднения процессов обобщения, классификации, исключения. Поэтому перед логопедом и воспитателями стоит задача не только коррекции речи, но и развитие психических процессов. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно меняет мотивы поведения, открывает новые возможности для развития познавательной деятельности, а значит и для формирования психических процессов. Процесс формирования ВПФ должен происходить ежедневно в занимательной форме.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Мышление – социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (звуки, слова, предложения). Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии образного, словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Все эти затруднения определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.
Детям с общим недоразвитием речи нужно постоянное осмысливание событий и явлений, например:
- Почему летом нельзя кататься на лыжах?
- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?
- Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?
Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из телефильмов, рассказов, сказок. Важным упражнение является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например:
- Чем отличаются кукла и девочка?
- Чем отличаются птица и самолет?
- Чем отличаются куст и дерево?
Полезным упражнение является отгадывание загадок, не только народных и авторских, но и составленных воспитанниками. Например:
- Передние лапы короткие, а задние длинные (заяц).
- Четыре ноги, да не ходит (стол, стул).
Память - запечатление, сохранение и последующее воспроизведение ребенком собственного опыта, она выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием, способствующим развитию личности, то есть значительной степени определяет успешность учебно – воспитательной деятельности в ДОУ. Игровая деятельность способствует развитию произвольной памяти. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больший объем материала. Сознательная цель - запомнить и припомнить, сосредоточиться. Сами условия игры требуют от участников сосредоточенности на предметах, включ нных в игровую ситуацию.
Для развития познавательных действий реб нка, умения классифицировать, распределять предметы по группам на основании общих признаков – предлагаются следующие игры:
- Я начну, а ты закончи.
- Чего не стало.
- Вчера, сегодня, завтра.
- Вспомни, как было.
- Сломанный телефон.
- Найди отличие.
- Выучи слова.
- Узнай фигуры.
Внимание - избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. У детей с общим недоразвитием речи внимание характеризуется неустойчивостью, наблюдается его колебания, снижена работоспособность, недостаточная целенаправленность деятельности, что соответственно в последующем отражается на учебе детей в школе и в последующей жизни. При формировании устойчивости внимания можно использовать следующие игры:
- найди два одинаковых предмета;
- найди такого же цвета;
- найди предметы заданной геометрической формы;
- выкладывание палочек;
- нанизывание бусинок;
- выкладывание узора из мозаики;
- вырисовывание по клеточкам;
- какое слово лишнее?;
- работа с разрезанной картинкой;
- найди тень;
- собери пазл;
- соотношение формы фигур с формами отверстий, вырезанных на крышке коробки;
- запоминание игрушек;
- работа с лексическим материалом;
- заучивание ряда слов и словосочетаний;
- складывание различных фигур из счётных палочек. (Головоломки) и др.
Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей на глаз. В этом возрасте главной задачей, так же является развитие таких видов восприятия как восприятие пространства, времени, формы и величины. Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного внимания и запоминания использую следующие упражнения:
• Определение изменений в предъявленном ряду предметов.
• Нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки.
• Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.
• Нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок.
• Запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур и воспроизведение их в исходной последовательности.
• Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.
• Нахождение зашумленных и наложенных предметных изображений.
• Штриховка различных изображений.
Формирование представлений о системе координат: «сверху – снизу», «спереди – сзади», «слева – справа».
• Назови, что находится перед девочкой, позади нее, слева, справа от нее.
• Найди предмет по тени.
• Расскажи кто, где сидит.
• Раскрась (нарисуй) правую половину предмета так же, как левая.
Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения у детей с нарушениями речи развивается несколько иначе. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.
- Несуществующее животное,
- Выдумай историю,
- Продолжи рисунок,
- Клякса. Дорисуй,
- Оживление предметов,
- Так не бывает!
- Нарисуй настроение.
- На что похожи облака,
- Угадай настроение.
- Найди недостаток в портрете.
Развитие ребенка в дошкольный период представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Современная психология относит такую активность к познавательной деятельности, ведущую роль в которой играют познавательные процессы : восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающие игры, направленные преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будут влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.
Игры направленные на развитие мелкой моторики.
1. ЛАДОШКИ
На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней (пальцы вместе, врозь, согнуты и т. д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен максимально точно повторить изображение.
2 ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.
Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх, так и одним пальчиком (в последующих играх).
3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ
Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).
При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов, по форме, по размеру.
Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА.
Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики.
5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ
Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче, а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
6. ИГРЫ – ШНУРОВКИ
Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка.
7. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН
(бусины,семена, ракушки, мелкие камушки).
Так можно сделать картины – мозаики на пластилине.
8. ВОЛЧКИ.
Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т. д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.
9. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА –
СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?»
Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.
10. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.
В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
11. ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ.
Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.
12. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ.
Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет вертеться.
13. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.
Развитие артикуляционной моторики
Чтобы преподнести упражнение дошкольникам в нескучном варианте, для каждого упражнения подбираем картинки и стихотворения.
Игры направленные на развитие и активацию словаря.
1. ДОБАВЬ СЛОВО
Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т. д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти.
2. СЛОВЕСНОЕ ДОМИНО
Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока.
3. ПРИЗНАКИ СЛОВ
Ребенку говорят:
1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром - ?; ветер -. , а снег -. ; дождь -, а солнце -. При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»
2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т. д.).
3-й вариант. «Сравни по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко, по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности - веревку и нитку, камень и глину, по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте - куст и дерево, гору и холм».
4. СЛОВА - ПРИЯТЕЛИ
Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:
1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)
2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т. д.)
5. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ
Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.
6. СЛОВА - ПРИЯТЕЛИ
Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».
7. УМЕНЬШЕНИЕ
Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?» Пример: «Маленький мяч - это мячик, маленький стол -. , и так далее».
8. НАЗОВИ ДЕТЕНЫША
Взрослый называет взрослое животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе.
9. НАЙДИ СЛОВО
Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живое, - люди, животные, птицы, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать живые слова, затем - неживые.
Игры направленные на развитие грамматического строя речи.
Дидактические игры по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:
Игры и упражнения на словоизменение:
учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: "Чего не стало?", «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.
употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру игры "Ателье", "Кафе" и др.)
правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. ("Какой, Какая, Какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете").
различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др. (игры "Вы хотите? - Мы хотим", "Алло,алло. " и др.).
Игры и упражнения на словообразование:
Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:
Образование названий детенышей животных
Образование названий профессий
Образование названий посуды
Образование однокоренных слов
В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:
· суффиксов: заяц - заинька, зайчонок;
· приставок: шить - пришить, зашить, вышивать;
· смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т. п.
В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).
Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.
Овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…".
Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др.
Игры направленные на развитие связной речи
Игра "Сочини предложение".
Воспитатель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
2. Словесная игра «Внимание! Розыск!»
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
3. Игра «Предлоги».
Предлагается картинка с предлогом и нужно составить предложение с ним.
4. Игра «Кто с какими буквами дружит».
На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного - слон, у другого - крокодил, у третьего - ёжик. Первый ребенок говорит:
" Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Другой говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке". Третий ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и т. д.
5. Словесная игра «Придумай предложение со словами….»
Педагог предлагает слово (картинку, а дети составляют с ним предложение.
6. Словесная игра «Сплетем венок из предложений»
Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т. д.
Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.
7. Игра «Загадай и отгадай».
Водящий (взрослый или ребенок, с помощью карточек – «определений и признаков» слово.
Игроки пытаются загаданный предмет. Тот, кто угадал, становится водящим.
8. Игра «Составь рассказ»
Воспитатель раздает каждому ребенку карточку-схему с условными изображениями: солнце, дерево, кормушка, птицы и предлагает составить по схеме рассказ на тему «Перелетные птицы». Таким образом, составляются рассказы по разным лексическим темам.
9. Игра «Магазин»
С помощью моделей описывается ребенком овощ, фрукт, мебель, одежду и т. д.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Игра «На детской площадке»
Цель. Развитие фонематического восприятия, выделение начальных согласных звуков, формирование представлений о твердых и мягких согласных звуках, развитие мелкой моторики.
Описание. Педагог с ребенком рассматривают сюжетную картинку. Он обращает внимание на детей и объясняет, что их зовут Петя и Поля. Далее предлагает ребенку определить первый звук в именах детей. Например, в слове Петя – мягкий звук [п’], а в слове Поля – твердый звук [п]. Рядом с Петей и Полей шарики зеленого и синего цвета (символы обозначения твердых и мягких согласных). Педагог просит помочь игроку найти игрушки для Поли и Пети. Теперь ребенку необходимо рассмотреть и назвать игрушки, выделить и определить первый звук в каждом слове, сказать, мягкий он или твердый. И наконец, нужно соединить (провести маркером линии) те игрушки, в названии которых первый звук мягкий согласный – с синим шариком, а те игрушки, в названии которых первый звук твердый согласный – с синим шариком.
- Назови игрушки Пети. (Вертолет, Петрушка, телега, мяч, тигренок, медвежонок.)
- Назови игрушки Поли. (Буратино, кукла, гном, котенок, машина, мышонок.)
Игра «Подарки»
Цель. Развитие фонематического восприятия, выделение начальных согласных звуков, формирование представлений о звонкости и глухости согласных звуков, развитие мелкой моторики.
Описание. Педагог с ребенком рассматривают сюжетную картинку. Снеговик для братьев-близнецов Димы и Тимы принес подарки, но не знает, кому какой подарок надо подарить. Ребенок выделяет первые звуки в словах Тима и Дима, положив ладонь на горло (определение звонкости-глухости согласных). Далее игрок рассматривает картинки на подарках, и определяет с каких звуков начинаются эти слова (грузовик, барабан, книга, дудка, такси, танк, глобус, кружка, гармошка, корабль). Если картинка на подарке начинается со звонкого согласного звука, то соединяет подарок с Димой (колокольчик на футболке, если картинка начинается с глухого согласного звука, то соединяет с Тимой (на футболке зачеркнутый колокольчик).
- Какие подарки Снеговику надо вручить Диме? (Грузовик, барабан, дудка, глобус, гармошка.)
- Какие подарки Снеговику надо вручить Тиме? (Книга, такси, танк, кружка, корабль.)
Игра «Магазин»
Цель. Развитие фонематического восприятия, формирование навыка определения места звука [а] в слове, развитие мелкой моторики.
Описание. Педагог с ребенком рассматривают сюжетную картинку, и просит помочь бабушке сделать покупки овощей и фруктов, в названии которых есть звук [а]. Педагог сообщает ребенку, что в магазин с двумя корзинами пришла бабушка, чтобы купить овощи и фрукты. Бабушка должна купить только те овощи и фрукты, в названии которых есть звук [а] и разложить в разные корзины. В первую корзину помоги бабушке выбрать овощи и фрукты, где звук [а] в начале слова, во вторую корзину – овощи и фрукты со звуком [а] в конце слова.
- Что у бабушки в первой корзине? (Апельсин, ананас, арбуз.)
- Где находится звук [а] в этих словах? (В начале слова.)
- Что у бабушки во второй корзине? (Репа, свекла, тыква, малина, слива, груша, клубника.)
- Где находится звук [а] в этих словах? (В конце слова.)
Игра «Копилки»
Цель. Развитие фонематического восприятия, закрепление гласных звуков, выделение ударного гласного в слове, определение места звука в слове, соотнесение звука и буквы, развитие мелкой моторики.
Описание. На копилках указаны гласные буквы. Ребенок рассматривает монетки-картинки. Называет картинку на монетке, выделяет голосом гласный звук и помещает эту монетку в соответствующую копилку. Игрок с помощью маркера проводит линии от монеток до соответствующей копилки. Для усложнения задания можно попросить ребенка определить место звука в слове.
1-й вариант: копилка с буквой А и копилка с буквой У (Стул, душ, жук, шар, танк, лак, лук, мак, рак, гусь.)
2-й вариант: копилка с буквой И и копилка с буквой О (Зонт, кит, стол, гриб, кость, тигр, волк, блин, бинт, гном.)
3-й вариант: копилка с буквой Ы (звук [ы] в середине слова: сыр, рыба, дым, мышь, бык; звук [ы] в конце слова: волны, шорты, усы, волосы, конфеты).
Игра «Прятки»
Цель. Развитие фонематического восприятия, формирование выделения начальных согласных звуков, развитие психических процессов (зрительного восприятия и внимания, памяти).
Описание. В центре игрового поля фея-волшебница. Она спрятала все картинки (картинки закрыты). Педагог акцентирует внимание игрока на то, что он должен запоминать картинки и место их расположение. Ребенок открывает любую картинку, называет слово и выделяет первый звук в слове. Например, палатка. Первый звук [п]. Далее он открывает любую другую картинку, также называет слово и выделяет первый звук. Но если слово начинается с другого согласного звука, то картинка снова накрывается. Например, муха. Первый звук [м]. Картинка с изображением мухи «прячется». А если ребенок открывает картинку, которая начинается с согласного звука [п], то не накрывается. Например, панама. Первый звук [п]. Игра продолжается пока все картинки не откроются по парам, т. е. начинающиеся с одного и того же согласного звука.
Слова-пары: палатка – панама; муха – мак; тапки – табурет, клюшка – клубника.