Вера Петушкова
Консультация для родителей «Развитие познавательных процессов. Мышление»
Мышление-это определенное и обобщенное отражение действительности, высшая степень человеческого познания. Каковы особенности его в детском возрасте? В дошкольные годы значительно расширяется кругозор ребенка, увеличивается объем усваиваемой им информации. Однако глубокие изменения в мышлении ребенка не ограничиваются изменением его содержания; дошкольник начинает иначе относится к интеллектуальной задаче, у него появляются новые формы мышления.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие познавательных процессов, Мышление“» размещена в разделах
Развитие детского мышления, интеллектуальная жизнь ребенка, конечно же, начинается не с решения теоретических проблем. В раннем и младшем дошкольном возрасте мышление вплетено в практическую, игровую деятельность ребенка. С ее помощью он познает окружающую действительность, образует простейшие обобщения. Генетически самой ранней формой мышления является наглядное мышление. Ребенок собирает и разбирает пирамидку. Казалось бы простое занятие? А ведь это начало действенного анализа и синтеза.
Большое значение в развитии мышления в раннем возрасте имеет формирование у ребенка первичных представлений о причинных связях. Немало затруднений он встречает в своей деятельности. Найти их причину вначале помогают взрослые, вопросы которых руководят поисковой деятельностью. Вскоре на основе этого ребенок приобретает умение самостоятельно ставить вопрос, вести поиск.
Постепенно под влиянием усложнения практической деятельности и развития речи у ребенка возникает образное и словесно-логическое мышление. Однако именно образное мышление является специфичным для дошкольника. Когда ребенок оказывается способным решать задачи с косвенным результатом, у него складывается новая, более высокая форма наглядно-образного мышления-наглядно-схематическое. При этом сохраняются не образы отдельных предметов и их свойств, а связи и отношения между предметами и свойствами (примером тому может служить схематизм детского рисунка). Родители будут способствовать развитию образного мышления ребенка, активно включая его в игровую, художественную, конструктивную деятельность.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает такими формами мышления, как понятие, суждение, умозаключение. С возрастом понятие о предметах и явлениях деятельности у ребенка становится глубже, обобщеннее, в них включаются все более существенные качества. Понятия дошкольников складываются на основе чувственного опыта, представлений. Поэтому так велика в их формировании роль правильно организованного родителями опыта ребенка, их умения руководить наблюдениями малыша.
Мышление ребенка проявляется и в его суждениях и в умозаключениях. Ошибочно было бы полностью приравнивать суждения и умозаключения дошкольника к тем формам рассуждений, которыми пользуется взрослый в научном познании. Многие его суждения и умозаключения своеобразны.
Ребенок чаще всего правильно ищет действительно существующие связи, пытается объяснить наблюдаемое, но сделать истинный вывод ему мешает ограниченность опыта и неумение верно анализировать явления, особенно если они незнакомы и сложны. Кроме того, трансдуктивные умозаключения (которые строятся от одного частного к другому частному, минуя общее) не являются единственной генеральной формой рассуждений детей. Уже у младших дошкольников в определенных условиях возникают рассуждения, содержащие в себе элементы индуктивного (от частного к общему) умозаключения. Для этого необходимо при организации родителями деятельности ребенка создать ему возможность реально ознакомиться с теми связями и отношениями между предметами и явлениями, которые станут предметом детского суждения. К благоприятным условиям для правильного рассуждения относятся понятность, отношение к ней как к интеллектуальной задаче.
Выражением умственной активности детей являются их вопросы. Они охватывают самые разнообразные стороны жизни, области знаний. Если в младшем дошкольном возрасте детские вопросы вызваны чаще всего любопытством, то в среднем и старшем естественно ожидать вопросы ребенка, вызванные любознательностью, стремлением убедиться в истине. Разнообразны мотивы, лежащие в основе задаваемого вопроса.
Выделяют вопросы, мотивом которых являются стремление ребенка приобщить взрослого к соучастию в разнообразной активной деятельности. («Это корова?». «Это ручей?») Вопросы этой группы чаще всего можно услышать от самых маленьких. Не оставляйте без внимания обращение малыша. Именно вашего внимания сейчас ждет он, а не подробных обстоятельных ответов. Ответы на такие вопросы могут быть краткими, главное-ваше участие, интерес к нему.
Среди детских вопросов встречаются и вопросы, мотивом которых является стремление к эмоциональному сопереживанию. Вопросы этой группы, продиктованные желанием установить интимное, сердечное общение, наблюдаются у всех детей, умения родителей проникнуть в психологический подтекст ребенка.
Большая группа детских вопросов вызвана стремлением к познанию окружающего мира. Эти вопросы, познавательные в собственном смысле слова, особенно часты они в среднем и старшем дошкольном возрасте. Они являются показателем познавательной активности ребенка, так необходимой ему не только сейчас, но и в дальнейшем-в школе, в творческой деятельности.
Развитию мышления дошкольника могут способствовать все доступные ему виды деятельности. Важно правильно организовать их в семье, использовать в работе с детьми развивающие их методы и приемы, стимулировать детское мышление.