Получи документы

Консультация для родителей «Развитие познавательных процессов. Мышление»

Вера Петушкова
Консультация для родителей «Развитие познавательных процессов. Мышление»
▼ Скачать + Заказать документы

Мышление-это определенное и обобщенное отражение действительности, высшая степень человеческого познания. Каковы особенности его в детском возрасте? В дошкольные годы значительно расширяется кругозор ребенка, увеличивается объем усваиваемой им информации. Однако глубокие изменения в мышлении ребенка не ограничиваются изменением его содержания; дошкольник начинает иначе относится к интеллектуальной задаче, у него появляются новые формы мышления.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие познавательных процессов, Мышление“» размещена в разделах

Развитие детского мышления, интеллектуальная жизнь ребенка, конечно же, начинается не с решения теоретических проблем. В раннем и младшем дошкольном возрасте мышление вплетено в практическую, игровую деятельность ребенка. С ее помощью он познает окружающую действительность, образует простейшие обобщения. Генетически самой ранней формой мышления является наглядное мышление. Ребенок собирает и разбирает пирамидку. Казалось бы простое занятие? А ведь это начало действенного анализа и синтеза.

Большое значение в развитии мышления в раннем возрасте имеет формирование у ребенка первичных представлений о причинных связях. Немало затруднений он встречает в своей деятельности. Найти их причину вначале помогают взрослые, вопросы которых руководят поисковой деятельностью. Вскоре на основе этого ребенок приобретает умение самостоятельно ставить вопрос, вести поиск.

Постепенно под влиянием усложнения практической деятельности и развития речи у ребенка возникает образное и словесно-логическое мышление. Однако именно образное мышление является специфичным для дошкольника. Когда ребенок оказывается способным решать задачи с косвенным результатом, у него складывается новая, более высокая форма наглядно-образного мышления-наглядно-схематическое. При этом сохраняются не образы отдельных предметов и их свойств, а связи и отношения между предметами и свойствами (примером тому может служить схематизм детского рисунка). Родители будут способствовать развитию образного мышления ребенка, активно включая его в игровую, художественную, конструктивную деятельность.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает такими формами мышления, как понятие, суждение, умозаключение. С возрастом понятие о предметах и явлениях деятельности у ребенка становится глубже, обобщеннее, в них включаются все более существенные качества. Понятия дошкольников складываются на основе чувственного опыта, представлений. Поэтому так велика в их формировании роль правильно организованного родителями опыта ребенка, их умения руководить наблюдениями малыша.

Мышление ребенка проявляется и в его суждениях и в умозаключениях. Ошибочно было бы полностью приравнивать суждения и умозаключения дошкольника к тем формам рассуждений, которыми пользуется взрослый в научном познании. Многие его суждения и умозаключения своеобразны.

Ребенок чаще всего правильно ищет действительно существующие связи, пытается объяснить наблюдаемое, но сделать истинный вывод ему мешает ограниченность опыта и неумение верно анализировать явления, особенно если они незнакомы и сложны. Кроме того, трансдуктивные умозаключения (которые строятся от одного частного к другому частному, минуя общее) не являются единственной генеральной формой рассуждений детей. Уже у младших дошкольников в определенных условиях возникают рассуждения, содержащие в себе элементы индуктивного (от частного к общему) умозаключения. Для этого необходимо при организации родителями деятельности ребенка создать ему возможность реально ознакомиться с теми связями и отношениями между предметами и явлениями, которые станут предметом детского суждения. К благоприятным условиям для правильного рассуждения относятся понятность, отношение к ней как к интеллектуальной задаче.

Выражением умственной активности детей являются их вопросы. Они охватывают самые разнообразные стороны жизни, области знаний. Если в младшем дошкольном возрасте детские вопросы вызваны чаще всего любопытством, то в среднем и старшем естественно ожидать вопросы ребенка, вызванные любознательностью, стремлением убедиться в истине. Разнообразны мотивы, лежащие в основе задаваемого вопроса.

Выделяют вопросы, мотивом которых являются стремление ребенка приобщить взрослого к соучастию в разнообразной активной деятельности. («Это корова?». «Это ручей?») Вопросы этой группы чаще всего можно услышать от самых маленьких. Не оставляйте без внимания обращение малыша. Именно вашего внимания сейчас ждет он, а не подробных обстоятельных ответов. Ответы на такие вопросы могут быть краткими, главное-ваше участие, интерес к нему.

Среди детских вопросов встречаются и вопросы, мотивом которых является стремление к эмоциональному сопереживанию. Вопросы этой группы, продиктованные желанием установить интимное, сердечное общение, наблюдаются у всех детей, умения родителей проникнуть в психологический подтекст ребенка.

Большая группа детских вопросов вызвана стремлением к познанию окружающего мира. Эти вопросы, познавательные в собственном смысле слова, особенно часты они в среднем и старшем дошкольном возрасте. Они являются показателем познавательной активности ребенка, так необходимой ему не только сейчас, но и в дальнейшем-в школе, в творческой деятельности.

Развитию мышления дошкольника могут способствовать все доступные ему виды деятельности. Важно правильно организовать их в семье, использовать в работе с детьми развивающие их методы и приемы, стимулировать детское мышление.

Публикации по теме:

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника»Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника» В условиях современного мира, наша страна испытывает острую необходимость в квалифицированных кадрах с инженерным образованием. В рамках.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие познавательных процессов. Мышление»
Опубликовано: 18 июля 2024 в 19:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие познавательных процессов. Мышление»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Петушкова (УИ 2097660) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД