Бронникова Валентина
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики в домашних условиях»
Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие
детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности
интеллектуального и психофизического развития реб нка является
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики в домашних условиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с
такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как
внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация,
воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь).
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал:
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".
"Рука – это инструмент всех инструментов", –
заключал еще Аристотель.
"Рука – это своего рода внешний мозг", –
писал Кант.
Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это
понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно
связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка — это его глаза. Ведь
ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками
можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить,
строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее
ребенок 2-3 лет адаптируется к окружающему его миру! Ученые, которые
изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень
развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития
тонких движений пальцев рук.
Мелкую моторику можно развивать с помощью различных настольных
игр (мозаика, пазлы, лото, домино, пальчиковых игр и упражнений, массажа,
специальных методик). В магазинах сейчас много разных развивающих игр и
пособий. Однако проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными
материалами. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой
информацией, нужно превратить обучение в игру и не отступать, если
задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой
моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок
может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в
игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно
систематически.
Игры на развитие мелкой моторики
с использованием подручных материалов:
1. Ёжик
- Слепите из пластилина ежика. Предложите ребенку сделать ему многомного колючек с помощью семечек, спичек или зубочисток.
2. Крышечки
Необходимый инвентарь: пластиковые бутылки с отвинчивающимися
крышками.
- Покажите малышу как откручиваются и закручиваются крышки на
бутылках. Попросите повторить ваши действия.
3. Учимся пересыпать
Необходимый инвентарь: любая крупа, две емкости с широким горлышком.
- Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками
пересыпать ее в пустую посуду.
- Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать
через пальцы.
- Научите его делать движение рукой, как будто он солит.
4. Покорми птичку
На коробочку или бутылочку приклеиваем изображение птицы, рядом
делаем дырочку. Опускаем в образовавшееся отверстие по одной семечки,
зернышки – «кормим птичку».
5. Тактильные шарики
- Наполните обычные воздушные шарики фасолью, мукой, рисом, гречкой,
манкой, пшеном, крахмалом, водой, пластилином, бусинками и тем, что еще
изобретет Ваша фантазия. Просто перебирать эти «мячики» пальчиками –
одно удовольствие. Обязательно называйте ребенку, что находится внутри
того шарика, который у него в данный момент в руках.
6. Мастерим бусы
Необходимый инвентарь: макаронные изделия с крупным просветом,
шнурок.
- Покажите малышу, как можно нанизывать макароны на шнурок. Пусть
ребенок попробует это сделать сам. Шнурок с макаронами можно связать,
сделав подобие бус.
7. Сортируем макароны
Необходимый инвентарь: макаронные изделия разной формы.
- Покажите ребенку, какие бывают макароны: это - ракушка, это - спираль,
это - бантик, это – буковка и другие. Смешайте их. Попросите его разобрать
макароны.
8. Ванночки
Игры с крупой хороши не только тем, что они развивают мелкую моторику,
но и тем, что они необыкновенно успокаивают и снимают стресс.
- Насыпьте в кастрюльку или большую миску сушеный горох, фасоль или
гречку. Затем прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы:
игрушки из «киндер-сюрпризов», детали конструктора или что-то еще. Задача
ребенка – найти и вытащить забавные игрушки.
- Насыпьте в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки
и изображает, как месят тесто, а взрослый приговаривает:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».
9. Мы рисуем
- Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу
любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится
яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько
хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь
предметы: забор, дождик, волны, буквы и т. д.
10. Рыбаки
- Налейте воду в углубленную миску, а затем насыпьте в нее бусинки или
мозаику. И предложите ребенку при помощи пальчиков или ложечки
выловить бусинки или мозаику из воды. Можно усложнить задание :
например, разложить их по цветам, по форме.
11. Делаем аппликацию
- Дайте ребенку кусочек картона и простой карандаш и попросите его
нарисовать какой-нибудь несложный рисунок. Затем дайте ему клей и
фасоль. Пусть ребенок намажет картон клеем по карандашной линии, а затем
наклеит на него фасоль — получится объемная аппликация.
12. Картина
- Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок
сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как
ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему
придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно
выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
13. Массаж
- Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между
ладонями, а взрослый приговаривает:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
14. Пальчики
- Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества
клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками,
по этим клеткам. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а
можно — и двумя одновременно, говоря:
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».
15. Пчелка
- Возьмите пельменницу. Ее поверхность похожа на соты. Ребенок двумя
пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над
сотами:
«Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?».
16. Горошинки
- Насыпьте в кружку сухой горох. Ребенок перекладывает по одной горошине
в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно,
попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным,
большим и мизинцем.
17. Лыжник
- Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это —
«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся
на «лыжах», делая по шагу под стих:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
18. Строим дом
- Ребенок собирает спички или счетные палочки одними и теми же пальцами
разных рук: двумя указательными, двумя средними и т. д.
- Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб,
тем лучше. На плоскости можно выложить дом или еще какую-нибудь
картинку.
19. Волшебные прищепки
- Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была
слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного
пальца к мизинцу и обратно) под стих:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
- Натяните веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых
прищепок. И предложите ребенку прицепить прищепку к веревке.
- Из цветного картона вырежете заготовки разной формы и предложите
ребенку довести работу до конца - прикрепить по краям прищепки
соответствующего цвета. Например, превратить желтый кружок в солнышко
с лучиками, зеленый треугольник – в елочку и т. п.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики
очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и
воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь -
учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст,
настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры
и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого
раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку,
самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких
деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если
будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление
ребенка.