Колчанова Ирина
Консультация для родителей «Разбудите в ребенке волшебника»
▼ Скачать + Заказать документы
Разбудите в ребенке волшебника
«В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность.
И небо – в чашечке цветка.» Ульям Блейк
Кажется, что эти слова мог сказать ребенок. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Все необходимые навыки и умения дети получают в непосредственно-образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Все это доставляет детям радость, создает положительный эмоциональный настрой, способствует развитию творчества. Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного, руководства педагога, учитывая специфику изобразительного творчества ребенка. Изобразительная деятельность тесно опирается на те знания, представления, которые дети получают в других видах деятельности (в процессе прогулок).
Публикация «Консультация для родителей „Разбудите в ребенке волшебника“» размещена в разделах
Художественное воспитание играет важную роль в личностном развитии детей, оказывает позитивное воздействие на эмоциональную сферу ребенка, развивает его воображение, творческое мышление.
Чтобы стать волшебником, надо научиться воображать. Воображение в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых требует определенных усилий со стороны взрослых, создания ими особых условий. Но прежде чем перейти к их описанию, давайте вместе подумаем - что же такое воображение? Помните рассказ Н. Н. Носова «Фантазеры»? В нем ребята соревнуются друг с другом, кто лучше выдумает. Кто-то рассказывает, что съел ведро мороженого, кто-то - как переплыл океан и подрался с акулой, а один мальчик вдруг заявил, что все это не выдумки. Вот он съел варенье из буфета и сказал, что это сделала сестренка, да еще намазал ей губы вареньем, для убедительности. «Вот это вранье, так вранье, по крайней мере, с пользой». Так кто же из них прав?
Существует извечный вопрос взрослых: врет их малыш или фантазирует? Ведь от ответа на него зависят и наше отношение к ребенку, и оценка его поступков.
Как-то так случилось, что воображение в психологии изучали сравнительно мало. Поэтому четко и определенно ответить на этот вопрос сегодня трудно. Долго считалось, а многие считают, и по сей день, что воображение - это как бы дополнение, надстройка, в чем-то даже излишество и роскошь. Ведь главное - это научить ребенка мыслить, запоминать, решать, делать что-то и т. п., а уж воображать и фантазировать он сам научится. «А не научится – не велика беда», - утверждают некоторые взрослые. Но ведь это очень удобная и плодотворная точка зрения для воспитания «винтиков». При таком подходе ни один ученик не превзойдет своего учителя, а «учителя» смогут спокойно почивать на лаврах. С этих позиций известные строки Винокурова - «Художник, воспитай ученика, чтоб было, у кого потом учиться» - так и останутся пустым призывом.
Так, мы жили долгие годы, так во многом живем и сейчас. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.» А как жить так, чтобы из были сделать сказку?
Но вернемся к нашему вопросу - что же такое воображение? Известный психолог В. В. Давыдов считает, что воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей. Вот малышу попадается кусочек деревяшки, и он тут же подбирает его. «Он мне очень нужен, я буду играть с ним, - уверяет мальчик рассерженную мать. - Это не гадость, а часть от машины. Помнишь, вы мне купили машину, а она поломалась и потом потерялась? Там был такой же кусочек».
Для того чтобы в кусочке деревяшки увидеть часть от машины. ребенку понадобилась целостная ситуация, и тогда бесполезная на первый взгляд вещь вдруг стала частью детской игрушки и обрела смысл.
Это же качество - видеть целое раньше частей - лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, боятся или любить их.
Другим важным свойством воображения, по мнению В. В. Давыдова, является способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Вот малыш берет кубик из строительного набора и начинает возить его по столу, издавая при этом звук работающего мотора. И кубик уже не кубик - он превращается в машину, в легковую, а может, в грузовую или пожарную.
Чем не волшебство?
Это второе свойство воображения лежит в основе цивилизации. Так, например, первобытные люди пили из пригоршни. А первые чашки - это перенос в материал (глину, дерево, металл) той формы, которую человек придавал рукам, чтобы напиться. Другими словами здесь мы сталкиваемся с переносом функции одного предмета на другой.
Мы вслед за В. В. Давыдовым, считаем, что воображение – это умение видеть целое раньше частей и способность переносить функции с одного предмета на другой, который подобными функциями не обладает. Эти свойства воображения возникают и развиваются у человека не одновременно.
Поэтому, нам взрослым, всегда надо помогать ребенку, разбудить в нем волшебника - тогда и его, и ваша жизнь изменятся коренным образом. И вы увидите, как в известной детской песенке увидел «строгий дядя», что вас окружает «оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд» и что самая лучшая профессия на земле это быть волшебником!