ирина лапшина
Консультация для родителей «Расписание — залог хорошего настроения»
▼ Скачать + Заказать документы
Расписание - залог хорошего настроения
Визуальное расписание - это своеобразный детский ежедневник. Это наглядная помощь для ребенка, которая структурирует его жизнь. Как правило, визуальное расписание применяется для детей с аутизмом, но стоит заметить, что оно пойдет и для детей с ЗПР, и для нормотипичных детей. Главное — всегда учитывать интересы ребенка и отражать их в наглядной таблице для простоты ее восприятия.
Публикация «Консультация для родителей „Расписание — залог хорошего настроения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Расписание для ребенка с РАС — это наглядное отображение того, что произойдет в течение определенного периода времени. Оно не столько информирует о предстоящих событиях, сколько направляет деятельность, структурирует ее, что позволяет сделать детей более ответственными и внимательными, помогает корректировать поведение. Это последовательность картинок, фотографий, слов и чисел, которые отображают этапы деятельности, занятия, целого дня.
Визуальное расписание можно использовать в быту, на занятиях в детском саду, на прогулках. Специалисты рекомендуют начинать введение расписания с наглядного подкрепления «сейчас – потом». Благодаря сравнительному циклу «сейчас — потом» вы покажете ребенку, что сначала нужно выполнить то, что дается с трудом, а потом получить приз в виде любимого занятия, игрушки, предмета или лакомства. Это весьма действенный способ вдохновлять детей. Пусть такие расписания всегда находятся рядом. С их помощью вы сможете избежать неприятных сцен, истерик и переживаний, а также подбодрить детей. Как показывает практика, заметные результаты подобный принцип взаимодействия приносит, если его использовать до появления проблемного поведения. (Необходимо заранее использовать расписание «сейчас — потом», чтобы у детей был стимул выполнить задание.)
Для детей с расстройством аутистического спектра важна визуализация в самых разных проявлениях. Расписание можно использовать в течение всего дня, к нему можно обращаться при смене деятельности, только стоит помнить, что этого расписания ребенок должен придерживаться постоянно, оно должно строго соблюдаться. При организации любой деятельности в домашних условиях можно использовать карточки с картинками, определяющими последовательность выполнения заданий, фотографии самого ребенка, на которых он занят разнообразной деятельностью: ребенок ест, пьет, спит, играет и др. Наглядное подкрепление помогает контролировать деятельность ребенка и постепенно адаптировать его к жизни в социуме, снижает уровень стресса и помогает ребенку следовать алгоритму. Так ребенок привыкает к дисциплине. Все карточки подписаны.
Расписание для ребенка обладает рядом важных преимуществ.
• Ребенок внимательно рассматривает все части, запоминает последовательность действий.
• Он имеет представление о предстоящих делах, изучает рисунки, фото или объемные текстовые описания.
• Позитивное подкрепление помогает справиться с отторжением нелюбимого занятия: предстоящая награда настраивает на нужный лад и мотивирует.
• Ребенок концентрирует внимание исключительно на двух задачах, выполняет их и переключается на следующую пару.
При использовании визуального расписания можно опираться на четыре уровня сложности восприятия визуального материала:
1 уровень: использовать карточки с фотографиями ребенка и его деятельностью;
2 уровень: использование карточек, обозначающих предметы, чаще всего это фотографии реальных предметов, с которыми ребенок уже знаком;
3 уровень: применение более абстрактных картинок-символов, пиктограмм;
4 уровень: предполагает использование карточек с изображением действий. Этот уровень предназначен для детей со сформированным глагольным словарем и способных различать действия на карточках, схемах, пиктограммах.
При изготовлении карточек стоит учесть определенные моменты:
• важно использовать те образы и визуальные пособия, которые дети хорошо понимают;
• если у ребенка плохое зрение, то лучше, чтобы изображение было матовым, блики могут отвлекать и мешать рассмотреть картинку; без ламинации либо использовать матовые листы;
• размер карточек определяется также исходя из возможностей ребенка;
• шрифт должен быть крупным и легко читаемым;
• фон лучше использовать белый;
• сами карточки желательно делать цветными.
То есть материал должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
При использовании наглядных расписаний нужно поделиться с ребенком инструкцией, дополняя ее одной-двумя невербальными коммуникациями. Пусть ребенок проявит самостоятельность и изучает предоставленное ему расписание. При этом у него останется чувство свободы выбора.
Визуальное расписание помогает :
• лучше запоминать информацию;
• четче выделять важную информацию;
• снижать тревогу и чувство неопределенности;
• понимать правила;
• прояснять абстрактные концепции, например время;
• лучше принимать изменения.
Кроме того, оно помогает самостоятельно справляться с задачей, не полагаясь на помощь или подсказки других людей.
Визуальное расписание способно решать различные проблемы и компенсировать разные дефициты детей, использующих его. Дети получают дополнительный ресурс для овладения альтернативной коммуникацией, у них формируется глобальное чтение, навыки сотрудничества. Снижаются проявления нежелательного поведения.