Татьяна Ильина
Консультация для родителей «Помогите детям познать и полюбить природу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка,
не помявши на воле зеленой травы!
Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая».
К. Д. Ушинский.
Вот и наступила долгожданная весна, а за ней уже совсем скоро придет всеми любимое лето. Конечно же, с пробуждением природы пробуждается и наше настроение: хочется в лес, на природу.
Темочки:
И здесь вся надежда на вас, уважаемые родители! Ведь нам, педагогам, возможно, дать детям только теоретические знания о лесе. Конечно, мы знакомим детей с природой на занятиях, дети знают растения и деревья, расположенные на территории детского сада и ближайшего парка. Но это, к сожалению, не заменит впечатлений от поездки в лес, прогулки по цветущему лугу, где запах трав и стрекот кузнечиков просто завораживают. А это очень важно для малышей, ведь впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
В связи с этим перед вами, уважаемые мамы и папы, стоит задача: помочь ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, научить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
В летнее время лес особенно живописен и привлекателен. На экскурсиях дети наблюдают лес во всем его многообразии, могут активно проявить свое бережное отношение к обитателям леса. Обратите внимание своего малыша на то, что в лесу много деревьев, кустарников, травянистых растений. Вместе с вами пусть он найдет знакомые деревья: ель, сосну, березу, осину; узнает, что в жаркую погоду в лесу прохладно, потому, что от деревьев падает тень.
Для сравнения разных пород деревьев (березы и клена, ели и сосны и др.) можно предложить игры типа: "Угадай, какое это дерево? ", "С чьей ветки детки? ". Детальное рассматривание и описание деревьев поможет подвести ребенка к их элементарной группировке: хвойные и лиственные.
Если вам повезет попасть в еловый или сосновый лес, следует обратить внимание малыша на то, что в еловом лесу темно, сумрачно, предложить подумать почему. Объяснить, что это явление связано с расположением ветвей у елей, с густой кроной. А вот в сосновом лесу все по-другому (под соснами растут разные деревья и кустарники, ребенок может с вашей помощью сделать вывод : большинство растений развивается хорошо там, где много света. Например, через листву березы проходит много света, поэтому под ней растет так много различных трав и кустарников; а через листву липы света проходит меньше, поэтому под ней травянистых растений меньше.
Ребенку необходимо объяснить, что нельзя собирать грибы без помощи взрослых, ведь малыши еще не могут с уверенностью отличить съедобный гриб от несъедобного. Гуляя с детьми в поле, на лугу, полезно познакомить их с некоторыми лекарственными растениями, рассказав, какое они имеют значение, об их полезных свойствах, о том, что летом происходит их массовый сбор. По-новому ребятишки смогут смотреть на привычный для них подорожник, пастушью сумку, зверобой, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную.
Каждый раз, гуляя с ребенком на природе, старайтесь обращать внимание на любые, казалось бы, незначимые, мелочи. Понаблюдайте с малышом за муравьями. Его следует подвести к мысли о том, что муравьи полезны, они уничтожают вредителей леса, поэтому нельзя разорять муравейники. Поучите малыша хотя бы просто не наступать на муравьев.
На прогулке в лесопарке можно встретить и наблюдать белку, лягушку, ящерицу, которые делают окружающую среду более разнообразной. Внимание ребенка следует обратить на то, что в лесах живут разные животные: хищные звери (волк, лиса) и животные, которые питаются растениями (заяц, белка, лесная мышь, лось). Ребятишки любят рассказы о животных.
Поиграйте с детьми в игру «Лесные запахи». Предложите сначала детям вдохнуть запах земляники, мха, мяты, а потом узнать с закрытыми глазами, каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи, приметы и пословицы о временах года, о явлениях в природе. Конечно, мы понимаем, что все очень заняты, что порой не хватает времени на ребёнка. Однако, идя с ребёнком домой, в детский сад, в магазин поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как это определили, в какую одежду одеты люди, с чем это связано. В холодное время года подкормите птиц, понаблюдайте за их поведением и повадками. Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать глаза ребёнка. Учить замечать и восхищаться любым изменениям в природе, любить любое время года.
Совершая экскурсии в лес, в парк, можно ввести наблюдение за сезонными изменениями в природе в течение года (желательно проводить экскурсии на одном и том же участке леса или парка). В хорошо знакомом месте, детям легче заметить изменения, которые произошли в природе. Вы можете, рассматривая ветки и листья различных деревьев (березы, клена, липы, дуба, осины, рябины) в осеннюю пору задать ребятам вопросы: «Какой окраски эти листья, какой они формы?». Предложите детям собрать эти листья, принести домой и обвести каждый из листочков и разукрасить его. Можно задать вопрос: «А листья каких деревьев начинают желтеть раньше других?». Дети вспоминают, что уже в конце лета желтеют листья березы и липы. Эти деревья раньше других чувствуют приближение осени. Помогите детям найти правильный ответ на вопрос: «Почему деревья осенью сбрасывают листву?». Можно напомнить ребенку о том, что летом в этом же лесу, в парке он видел разных насекомых: жуков, стрекоз, кузнечиков, рассказать куда же они теперь девались, показать ребенку их зимние домики под корой деревьев, опавших листьях. Объяснить, что они уснули на зиму, а весной опять проснуться, и с теплыми лучами солнышка начнется увлекательное движение природы.
Правильно делают те родители, которые сами обращают внимание детей на природу. Например, говоря: «Смотри, какой красивый закат!», «Как тебе кажется, на что похоже это облачко?», «Как красиво осенью в лесу, давай пройдём по осеннему ковру и послушаем, как шелестят листья под ногами!»
Вы, уважаемые родители, должны понимать, как важно содействовать воспитанию у детей эмоционально положительного отношения к природе, вызывать добрые чувства и побуждать детей к деятельности, сознательно направленной на охрану природы. Важно, чтобы вы обращали внимание ребенка на следы некультурного поведения и небрежного отношения человека к лесу. Объясняйте каждый раз как нужно вести себя на природе. Ведь дети должны понять, что и в естественных условиях состояние природы зависит от деятельности и поведения людей.
Вернувшись после увлекательной поездки на природу, обсудите с ребенком, что ему запомнилось больше всего. Прочтите ему книжки о природе. Очень важно чтение художественной литературы, которая воспитывает у ребенка правильное отношение к природе. Основоположниками советской детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» и т. д.
Расскажите ребенку о заповедниках; о том, что заповедник - особо охраняемая территория, там нельзя охотиться, ловить рыбу, строить фабрики, заводы, заниматься сельским хозяйством, нельзя ходить без дела и беспокоить его обитателей.
Даже простая поездка на дачу или в деревню к бабушке должна проходить с пользой, привлекайте малышей к выращиванию овощей и цветов, сбору ягод и фруктов. Даже самые маленькие дети будут с удовольствием поливать грядки, а более старшим дошкольникам будет интересно наблюдать, как появились новые листья, бутоны, цветы, плоды. Привлекайте детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, это воспитывает самостоятельность, укрепляет у них уверенность в своих силах, формирует добросовестное отношение как к интересной, так и не очень интересной работе. Главное, чтобы поставленная цель была посильна ребенку. Полезны и дидактические игры "Вершки и корешки", "Во саду ли, в огороде", "Составь букет", "Что где растет? " и др. Из рисунков детей можно составить альбом "Наши цветы".
Работа в саду и огороде, прогулки в лес за ягодами, грибами, орехами научат детей правильно относиться к растениям, приносящим щедрые дары.
А самое главное - помогите вашему ребенку познать и полюбить природу! Ведь еще В. А. Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.