ЖАНИЯ ИСЕНТАЕВА
Консультация для родителей детей подготовительной группы «Вот и стали мы на год взрослей»
Консультация для родителей подготовительной группы "Вот и стали мы на год взрослей"
Вот и стали ваши дети взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу. Как сложиться обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий.
Публикация «Консультация для родителей детей подготовительной группы „Вот и стали мы на год взрослей“» размещена в разделах
Когда начинать готовить ребенка к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Самое главное – не пускать все на самотёк, надеясь только на воспитателей детского сада.
В старших, особенно в подготовительной, значительно увеличивается роль самого процесса обучения на занятиях. Перспектива обучения в школе становится желанной для детей. Им хочется стать школьниками.
Чтобы ребенок, в дальнейшем, быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Ребенок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно одеваться и раздеваться. Очень важно приучить ребенка к гигиене. Научите ребенка убирать свое рабочее место, бережно относиться к вещам. Постарайтесь не опекать его, поручите ему какие - нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых, например, накрывать на стол, помыть за собой кружку, греть еду в микроволновке, чистить свою обувь, поливать цветы, кормить котенка.
В этом учебном году, играя, мы в саду продолжаем учиться: самостоятельно следить за своим внешним видом, опрятностью, быстро одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду, заправлять свои кровати, дежурить по столовой и при подготовке к занятиям, стремиться к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнера по общению, договариваться друг с другом.
Обычно, когда говорят о школьной готовности ребенка, имеют в виду интеллектуальное развитие: читать, считать научился, это самое главное. Но это не правильно!
По мнению детского психолога Венгера «быть готовым к школе – это не значит уметь писать, считать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!»
Существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность.
Педагогическая – это и есть первоначальные навыки чтения, письма, счета.
Психологическая готовность складывается из мотивационной, волевой готовности, социальной, интеллектуальной и физической готовности.
Мотивационная готовность - желание идти в школу.
В психологии различают разные мотивы:
игровой – там много детей, есть с кем поиграть;
познавательный – ребенок хочет узнать, что то новое, интересное;
социальный - ребенок желает приобрести новый социальный статус – стать школьником, иметь портфель, учебники, свое рабочее место.
Волевая готовность – это организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.
Очень важна в школе способность к волевым условиям. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течении установленного учителем времени. Вот поэтому важно развивать волю у ребенка. В играх, при выполнении поручений по дому, ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не разрешайте, что бы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело надо доводить до конца.
Развитию волевой готовности способствуют также изобразительная деятельность и конструирование, так как они побуждают длительное время сосредотачиваться на постройке или рисовании. Также хороши настольные игры, где нужно соблюдать правила.
Социальная готовность - умение жить и работать в коллективе, считаться с окружающими людьми, уметь слушать и выполнять требования. Учите ребенка быть хорошим товарищем: хотеть и уметь оказывать помощь, выручить из беды, охотно поделиться книгой, игрушкой, доброжелательно относиться к ошибкам других и с готовностью прислушиваться к замечаниям в свой адрес. Одним словом: социально – личностная готовность: настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает определенный уровень умственного развития, т. е. развития мыслительных процессов. Это багаж знаний ребенка – умение сравнивать, обобщать, анализировать, т. е. развитие познавательных процессов. К 6 – 7 годам ребенок должен знать: свой адрес, имена и отчества своих родителей, их место работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дни недели.
Легкой обучаемости ребенка сильно поможет развитие основных психических функций: ощущения, внимания, памяти, мышления, воображения. Ребёнок должен уметь слушать, запоминать, решать несложные задачи. Чаще задавайте детям вопросы: КАК? ПОЧЕМУ? Учите их рассуждать, доказывать, объяснять, делать выводы из наблюдений. Формируйте у ребенка наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего.
У вас еще есть год в запасе, научите ребенка:
говорить «НЕТ!» незнакомому человеку по дороге из школы, который предлагает пойти посмотреть котенка, щенка., если бабушка (а дети в возрасте 7-10 лет бабушками считаю женщин после 30) или дедушка попросил помочь перейти дорогу.
соблюдать правила безопасности – эти важные правила необходимо выработать до автоматизма! Не перебегать дорогу на красный свет и не по пешеходному переходу, не играть на проезжей части, пользоваться электроприборами согласно инструкции.
выражать свои чувства – в стрессовых ситуациях важно обозначить, что с ними происходит. Если случаются ссоры надо обязательно рассказать о своих чувствах, учить детей говорить что им больно, обидно, неприятно или страшно. Умение выражать свои чувства поможет не закрываться и не держать переживания внутри.
верить в лучшее. Оптимистам легче живется. Мы не можем повлиять на то, какой темперамент достанется нашим детям, но мы можем вселять уверенность в загрустивших детей, настраивать их на лучшее, верить в свои силы.
Родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учеба – это труд, что дети ходят в школу учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе.
Не надо строить из ребенка не состоявшую модель себя. Если вы в детстве мечтали стать великим художником, это не значит, что ваш ребенок хочет того же.
Дети ничего не должны родителям! Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Любите его таким, какой он есть, просто за то, что он есть.