Татьяна Стогнушенко
Консультация для родителей подготовительной группы «Готовим ребёнка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Стогнушенко Т. С.
А. Барто
«Мама или Я»
Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или Я –
Новиков Илья?
Наш букет уже готов.
Кто не спит из-за цветов?
Кто глядит чуть свет:
- Не завял букет?
Мама, а не Я –
Новиков Илья.
Рассказа всем чужим:
- Скоро в школу побежим! –
Мама, а не Я –
Новиков Илья.
Перед первым сентября
Мама сбилась с ног:
- Ну-ка, книжки соберём!
Что на завтрак мы берём?
Не проспи, сынок!
Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или Я –
Новиков Илья.
Темочки:
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей.
Часто бывает, что ребёнок хорошо считает, пишет, читает. Но инструкцию к выполнению того или иного задания с первого раза понять не может. Он просто не слышит, что от него требуется. При повторе он может уловить информации частично. Если к перечисленным проблемам добавить ещё и неумение планировать свою деятельность, неспособность подготовиться к следующему заданию, то вырисовывается портрет ребёнка, психологически к школе не готового. Есть дети, которые признаются в своём не желании идти в школу, а почему – не знают. Психологическая готовность не менее важна, чем интеллектуальная. А значит и умения при отсутствии желания не принесут успехов в учёбе.
Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов:
Не будьте слишком требовательны к ребенку. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями.
Беседуйте о прочитанном, попытайтесь выяснить, как ребенок понял содержание.
Подготовить ребёнка к учебной деятельности таким образом, чтобы он был уверен в себе, не испытывал внутреннее напряжение в процессе обучения, был способен сконцентрировать внимание и длительно сохранять быстрый темп работы – сложная и ответственная задача.
Многое могут сделать для ребёнка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Дети переступят порог школы уверенными в своих силах, учение будет для них не тяжёлой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, т. е. сформированность школьной мотивации. Она включает в себя:
- наличие познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
- понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
- минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
- эмоционально благополучное отношение к школе.
Сталкиваясь с нежеланием ребёнка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.
Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
Старайтесь показывать необходимость каждого занятия, приводите примеры.
Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком лёгким. Оно должно быть посильным.
Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только – с самим собой. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он.
Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
Ещё до начала обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного. Хороший уровень сформированности внимания у ребёнка свидетельствует и о развитии у него самоконтроля.
Ребенок должен знать:
В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:
• Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.
• Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
• Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
• Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.
• Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).
• Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
• Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р, из группы «одежда» убрать цветок).
• Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
• Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.
• Уметь доброжелательно общаться с другими детьми
• Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.
• Уметь обслуживать себя.
Заключение.
Готовность ребёнка к школе проверяется по умению ребёнком сравнивать, обобщать и классифицировать. Несомненно, этим не исчерпывается подготовка к школе. В широком понимании всё дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. В детском саду много внимания уделяется воспитанию культуры поведения, это тоже очень важный фактор подготовке к школе. Однако без помощи семьи старания воспитателей будут мало результативными. Культура приёма пищи, общения, трудолюбие – всё это входит в требования, предъявляемые школой к воспитанию ребёнка.
У нас ещё есть время основательно подготовить наших детей к школьной жизни, чтобы осенью они гордо преступили порог школы.
С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.
Итак, успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребёнка!