Елена Ширяева
Консультация для родителей «Почему сначала звуки, а потом буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Почему сначала звуки, а потом буквы?»
Почему на пути к письменности не надо спешить с введением букв – этих кирпичиков письма, а следует, как можно более тщательно проработать добуквенный, звуковой этап обучения грамоте?
Публикация «Консультация для родителей „Почему сначала звуки, а потом буквы“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Дело в том, что существует тайна отношений звуков и букв, открыть которую предстоит каждому исходно безграмотному ребенку. В чем же состоит значение этой тайны? Эта тайна, а точнее – лингвистический закон буквенного обозначения звуков в русской письменности заключается в следующем: на мягкость или твердость согласного звука указывает следующая за ним гласная. Для того, чтобы прочесть «озвучить» согласную, мы забегаем глазами вперед и смотрим на следующую за ней гласную. Когда человек читает русское слово, его глаза непрерывно совершают челночные движения – забегая вперед к гласной и возвращаясь назад к согласной, произношение которой зависит от последующей гласной. Чтение слога, состоящего из гласной и согласной, представлено по следующей схеме:
Видим - МА (произносим твердо, видим – МЯ (произносим мягко).
Гласные буквы «А» и «Я» обозначают один и тот же гласный звук «А», но выполняют еще одну работу: Буква «А» указывает, что предшествующий согласный надо произносить твердо, а буква «Я» сигнализирует о мягкости предшествующего согласного звука. Точно так же «работают» пары гласных букв «У – Ю», «О –Е», «Э –Е», «Ы – И».
Вот эта тайна слияния согласной и гласной, тайна упреждающего, забегающего вперед чтения, секрет ориентации на последующую гласную букву и должен открыться ребенку для того, чтобы он начал читать – «озвучивать» буквенные значки. Открыть эту тайну, овладеть секретом русской письменности ребенку тем легче, чем свободнее он умеет манипулировать звуками родной речи.
Открытие, «тайны слияния» каждый ребенок делает самостоятельно: в один прекрасный момент его глаза и органы речи находят, улавливают, правильную координацию. Этот «прекрасный момент» всегда и для всех детей содержит интуитивный скачок, догадку, озарение, которое, как всякое интуитивное действие не поддается полной алгоритмизации, прямому рациональному обучению. В силах и обязанностях взрослого подготовить все необходимое, облегчающее интуитивное схватывание способа чтения.
Если же в детском сознании существует пропасть между начертанными буквами и произносимыми звуками, то ребенок не сможет самостоятельно ее преодолеть, способ чтения будет долго ускользать от его неумелых губ и глаз.
Существует несколько методов обучения детей чтению. Мы выбрали (на наш взгляд, доступный практически всем нормальным детям путь в письменность – путь от звука к букве, к слиянию букв в слоги, а слогов в слова. Разная скорость обучения по предлагаемой системе связана, прежде всего, с добуквенным периодом обучения. Для некоторых детей звуковые игры оказываются легкими и естественными, как дыхание. А у некоторых звуковое чутье притуплено, а фонетический слух не сформировался сам собой.
Надежность этого метода обучения детей чтению, который разработал замечательный детский психолог Д. Б. Эльконин, проявляется в момент первой попытки чтения. Сотни и сотни детей, обучавшихся поэтому методу, сначала чистосердечно признавались: «Я еще не умею читать», и тут же, не переставляя удивляться, складывали свои первые слоги. Исключений не было.
Ведя ребенка от звуков к их буквенному обозначению, взрослый выбирает для ребенка наиболее легкий, естественный путь введения в письменность.
Литература: Е. А, Бугрименко, Г. А. Цукерман «Учимся читать и писать» М. «Знание». 2014г. (Серия «Готовимся к школе»)