Маргарита Втюрина Сабельникова
Консультация для родителей «Звук-волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Порой кажется, что развитие ребё нка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит, как складывается у него общение со взрослыми и сверстниками. Задача взрослых – помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений.
Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков, в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. И для родителей, и для педагогов характерно общее стремление- создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность. Сам процесс создания детских самодельных игрушек-инструментов помогает педагогу и вам, родители, решить важные задачи: • расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами; • способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности; • вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;• поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах.
Публикация «Консультация для родителей „Звук-волшебник“» размещена в разделах
В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей. Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное инсценирование. Дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.
Уважаемые родители!
Предлагаю Вашему вниманию рекомендации по изготовлению музыкальных игрушек-инструментов и их использованию.
1. Погремушка.
Её можно сделать из бутылочки из-под шампуня, любой коробочки, наполнив её крупой, мелкими камешками, бусинками. Если взять мелкую крупу (манку, то получится – маракас с тихим, успокаивающим звуком.
Можно сделать из погремушки весёлого друга (героя сказки, рассказа, животного, раскрасив его и нарисовав забавную мордочку или личико.
Все вместе организуйте шумовой ансамбль, включив народную музыку или просто напевая песенку, а можно взять стихотворение и не читать его, а напевать, придумывая свою мелодию.
2. Колокольчик.
1-й вариант.
В дне одноразового пластмассового стаканчика нужно проделать два отверстия, через которые протягиваются ниточки с нанизанными на них металлическими крышечками, костями от счётов или пуговицами. Концы нитки закрепляются, снаружи стаканчика к ним прицепляется любое кольцо, для того чтобы было удобнее держать инструмент в руках.
С помощью колокольчика можно придумать свой ритмический рисунок. Этот инструмент может развивать у ребёнка динамический слух (различать тихое и громкое звучание).
2-й вариант.
Для изготовления другого колокольчика вам потребуется цветные пуговицы, бусинки и маленькая бутылочка из-под минеральной воды. На нитки нанизываются пуговицы или бусинки, затем концы ниток закрепляются вверху под крышкой бутылочки – колокольчик готов.
Проведите эксперимент. Сделайте три колокольчика, только на нитку первого колокольчика наденьте 7 пуговиц, на второй колокольчик - 5 пуговиц, а на третий – 3 пуговицы и послушайте, как они звучат. Можно подвесить на каждый колокольчик разные предметы. Например: на первом – бусинки, на втором – пуговицы, на третьем – металлические крышечки и поиграйте на них, обратите внимание на звуки, которые извлекаются из колокольчиков, сравните их, спросите у ребёнка, чем они отличаются и т. д. Этот инструмент поможет ребёнку различать звуковысотный слух (звуки – высокие, средние, низкие).
3. Деревянные палочки.
От старых флажков отпарывается ткань, и остаются палочки (можно взять штапик, карандаши) – вот и получился инструмент, с помощью которого развивается чувство ритма.
Как использовать. Взрослый или ребёнок читают ритмически стихотворение (не большое, а палочками одновременно, простукивают ритм.
Например.
На-ша-Та-ня-гром-ко-пла-чет-у-ро-ни-ла-в-реч-ку-мя-чик-тише-Та-неч-ка-не-плач. Не-у-то-нет-в-реч-ке-мяч. (на каждый слог удар палочками – получаются короткие звуки, а на слова «плач» и «мяч» - длинные звуки).
4. Деревянная коробочка.
Нужно взять маленькую коробочку и раскрасить её (или оклеить цветной бумагой). Играть на инструменте можно деревянной палочкой. Этот инструмент, так же развивает чувство ритма.
5. Треугольник.
Для этого потребуется три металлические трубочки и тесьма, которая продевается через них. На инструменте можно играть деревянной или металлической палочкой.
Как использовать.
Включить, например, колыбельную и на треугольнике подыгрывать. Запись музыки – это оркестр, а ребёнок – солист. Так ребёнок может проявить творческие способности в нахождении соответствующего ритма и варьировании в игре на треугольнике.
6. Бубен.
В коробке из-под конфет напротив друг друга шилом делаются отверстия, через которые протягиваются резинки или леска, с надетыми на них металлическими крышечками, затем резинки или леска снаружи закрепляются узлом. Бубен можно сделать открытым или закрытым (накрыть коробку второй половинкой).
Его можно использовать, как треугольник, только музыка должна быть весёлой, желательно русской народной.
Можно прочитать стихотворение и придумать для него ритмический рисунок:
«Начинаем перепляс»
Музыканты веселей!
Барабанов не жалей!
Раз, два, три, три, два, раз,
Начинаем перепляс,
Начинаем перепляс!
Собирайтесь, плясуны, плясуны,
Бегемоты и слоны, и слоны,
Зайцы, ёжики, еноты,
Все, кому плясать охота,
Все, кому плясать охота!
Музыканты веселей!
Барабанов не жалей!
Раз, два, три, три, два, раз,
Начинаем перепляс,
Начинаем перепляс!
П. Синявский
7. Молоточек.
В середине пластиковой бутылочке протыкается сквозное отверстие, в которое вставляется деревянная палочка, и насыпается любая крупа.
Используется так же, как деревянные палочки.
Можно озвучить стихотворение:
«Молоточек»
Молоточек, молоточек
Рад подольше постучать,
Что-то хочет, что-то хочет
Молоточек рассказать.
Тук, тук, тук, тук, тук!
Тук, тук, тук, тук, тук!
Тук и тук, тук и тук, тук, тук!
Тук, тук, тук, тук, тук!
Тук, тук, тук, тук, тук!
Тук и тук, тук и тук, тук, тук!
Молоточек, молоточек
О работе речь ведёт.
Каждый гвоздик, каждый гвоздик
Хорошо его поймёт.
Тук, тук, тук, тук, тук!
Тук, тук, тук, тук, тук!
Тук и тук, тук и тук, тук, тук!
Тук, тук, тук, тук, тук!
Тук, тук, тук, тук, тук!
Тук и тук, тук и тук, тук, тук!
Молоточек, молоточек
Расчудесный наш дружок,
Все мы любим очень-очень
Твой весёлый говорок.
Тук, тук, тук, тук, тук!
Тук, тук, тук, тук, тук!
Тук и тук, тук и тук, тук, тук!
Тук, тук, тук, тук, тук!
Тук, тук, тук, тук, тук!
Тук и тук, тук и тук, тук, тук!
Конечно, эти инструменты-игрушки, не смогут развить у детей музыкальный слух, но они играют очень важную роль в развитии слухового внимания и чувства ритма. С помощью таких игрушек ребёнок учится вслушиваться в различные звуки, фокусировать своё внимание на определённых звуках и различать их среди разнообразного звукового поля, а это первый шаг к развитию внимания, усидчивости,
Что, конечно же является необходимым для будущего школьника.