Наталья Кузнецова
Консультация для родителей по развитию мелкой моторики
Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить»
Выполнила: учитель – логопед Кузнецова Наталья Александровна.
«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В. А. Сухомлинский.
Публикация «Консультация для родителей по развитию мелкой моторики» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Важным условием для успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, богатый словарный запас. Все это поможет полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, всесторонне развиваться. В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с несформированными компонентами устной речи. И наша задача помочь им в этом.
Известно, что речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Анатомически в коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Значительную площадь двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Это можно увидеть на человеке Пенфилда – канадский нейрохирург, составителя карты речевых зон мозга. Данные многих исследователей говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно поэтому, большое внимание уделяется развитию мелкой моторики.
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия, доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. А в исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.
Метод Су- джок терапии основывается на традиционной акупунктуре и характеризуется эффективностью, безопасностью и простотой. На ладони человека находится множество биологически активных точек, воздействуя на которые можно влиять на соответствующий этой точке орган человека, то есть можно опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Су-джок также используют и при плохой подвижности пальчиков. Этот метод улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
В нашей практике работа по этому методу проводится при помощи массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании со словесными играми и упражнениями по коррекции звукопроизношения. С помощью шариков можно предложить детям массировать ладони и пальцы рук, прокатывая шарик между ладоней и проговаривая при этом такие слова: Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
На клубочек ты похож.
На спине иголки очень-очень колкие.
Хоть и ростом ёжик мал,
нам колючки показал,
А колючки тоже на ежа похожи.
Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет- больше разговаривать с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Это важное условие, чтобы ребёнок заговорил, но нужно учесть еще и другое.
Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Роль руки - указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения. Эти движения лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели наблюдения: просили ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика (сделай вот так, показываем, как надо сделать). Дети, которым удастся повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или напротив, вялые, ватные, не
делают отдельных движений.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное пробуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития». И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию.
Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая
область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми.
Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигаю достаточно точности, начинается развитие речи.
Развитие движений пальцев подготавливают почву для последующего формирования речи. Работу по тренировке пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десяти месячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики разного диаметра, заниматься конструированием из кубиков, собирать разные пирамидки, перекладывать из одной руки в другую карандаши, пуговки, спички.
Собирать и разбирать пирамидку, мозаику (мелкую и крупную, цветные клубочки ниток для перематывания, застегивать пуговицы различной величины, кнопок, крючков, разминать пальцами пластилин или глину и мн. др.
Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, 5 минут в день достаточно, чтобы стимулировать речевую функцию. Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики и кистей рук я предлагаю пальчиковую гимнастику. Каждый комплекс разучиваю в течение недели, затем начинаем повторять. Предварительно заучиваю с детьми названия пальцев: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Предлагаю детям загибать и разгибать в кулачек пальчики как левой так и правой руки, иногда одновременно обе руки. Можно использовать следующие стишки:
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик- прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Это пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания, «пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца. «Человечек»- указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу. «Слоненок»-средний палец выставлен вперед (хобот, а указательный и безымянный - ноги. Слоненок «идет» по столу. «Корни деревьев»- кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Разучивание текстов, стихов, потешек с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, эмоциональную выразительность, развивает речевое дыхание и речевой слух. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, совершенствуется произношение, его речь делается более выразительной, громкой. Игры с руками, игры со словом лучше помогают взрослому быстро и легко привлечь внимание ребенка, найти с ним контакт, расположить его к себе, выразить интерес и желание играть вместе. Речевые упражнения вместе с пальчиковой гимнастикой помогают развивать и эмоциональную сферу ребенка, дает возможность знакомить со способами проявления разных видов эмоций, формирует в детях литературно-художественного вкуса, интереса к поэзии.
Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ, ведь наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует быстрое запоминание, регулярно стимулирует действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на правильное звукопроизношение, совершенствуется внимание и память — психические процессы, тесно связанные с речью. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Итак, мы видим, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев.
Список использованной литературы:
М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Наши пальчики играют»;
С. Е. Гаврина «Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»;
С. В. Хрущев «Гимнастика маленьких волшебников».