ольга комарова
Консультация для родителей «Пальчиковые игры в развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки не доходят», «легкая рука». Однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумывается над тем, насколько глубокий смысл в них заложен.
Всю глубину народной мудрости осознаешь тогда, когда знакомишься с результатами проведённых психологами исследований и наблюдений, которые показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. На лицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Редко кто из взрослых об этом задумывается, но даже если и задумывается, все равно чаще уступает сиюминутной целесообразности. (ботинки лучше на липучке, чем шнуровка; вместо рубашки – футболку; вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии и т. д.). В результате из жизни ребенка максимально исключается мелкие движения пальцами.
Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, и это позволяет использовать более сохраненную функцию для коррекции нарушений и стимуляции развития другой. При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышление ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Игры по тренировке пальцев нужно начинать с детьми шести-семи месяцев и проводить ее нужно систематически по три – пять минут в день. С этой целью можно использовать разнообразные игры и упражнения.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
«Пальчиковые игры" - это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Выполняя с ребенком несложные игры с пальчиками, рифмованные тексты-подсказки можно не только проговаривать, но и пропевать используя простейшие мелодии.
ВНИМАНИЕ: развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случаи НЕЛЬЗЯ ребенка ЗАСТАВЛЯТЬ. Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, пусть сначала выполняет движения с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движение пальцев совершенствуется, и дети выполняют их активнее.
С десятимесячного возраста давайте ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши бусы из деревянных шариков, нанизанных на резинку.
В раннем и младшем дошкольном возрасте выполняйте с ребенком простые движения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывайте о развитие элементарных навыков самообслуживания - застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
С детьми дошкольного возраста для развития мелкой маторики кисти выполняйте следующие виды деятельности:
- «пальчиковый театр»;
- выкладывание узоров из мелких камешков, круп;
- вязание, шитьё, вышивание;
- завязывание и развязывание шнурков;
- застегивание и расстегивание пуговиц различной величины;
- комканье и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти рук);
- лепка из глины и пластилина;
- нанизывание бус, бисера, пуговиц;
- нанизывание колец разной величины на стержень;
- перематывание цветных клубочков ниток;
- складывание из кубиков домиков, машинок и т. п. ;
- собирание мозаики по возрастающей сложности;
- собирание пирамидки, матрешки;
- узнавание предметов на ощупь.
Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции «сдвинул» речевое развитие в позитивном направлении, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.
Комарова Ольга Николаевна
Воспитатель д. с. №200
Г. Тольятти
Литература:
Пальчиковые игры / Е. П. Пименова. - Ростов н/ Д : Феникс,2007.-221, [1] с. –(Мир вашего ребенка).