Анастасия Кудинова
Консультация для родителей «Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями в современном ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями в современном ДОУ
Ориентация в современном мире профессий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями в современном ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
Профессиональное ориентирование в дошкольном детстве имеет большое значение. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых формирует у ребенка первоначальные представления о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
Для того чтобы ребёнок осознано сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо им знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Целью детской профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов. Поэтому, основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на : выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.
Именно в дошкольный период у детей закладываются первичные трудовые навыки, формируется отношение к труду, «просыпается» интерес к определенным профессиям в процессе их участия в общественно-полезном труде. Одновременно формируются и положительные нравственные качества, поскольку результативность выполненной работы и её оценка благотворно воздействуют на сознание ребёнка. В процессе деятельности ребёнка проявляется его психические, физические и физиологические свойства.
В контексте проблемы развития дошкольников и приобретения ими системных знаний, проведены значительные исследования по выявлению способов (путей) формирования у детей представлений о труде взрослых (С. П. Крягжде, В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, В. Н. Парамзин, Н. С. Пряж-ников, В. И. Тютюнник, П. А. Шавир, Д. Б. Эльконин, В. А. Ященко). Однако, большинство проведенных исследований нацеливались на овладение ребенком трудовыми операциями, а не на ориентацию его в сфере будущей возможной профессиональной деятельности.
На основании вышеизложенного актуальность нашего исследования определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются:
- научно обоснованная целесообразность ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых;
- потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно обоснованной педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач и преемственность дошкольного и среднего общего образования в части профессиональных ориентировок детей;
- необходимость более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей «образа - Я» дошкольника.
Таким образом, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации.
Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: поиск наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых, и разработка педагогической системы формирования представлений о мире профессий у дошкольников, построения профессиональной составляющей его «образа - Я». Что и определило выбор темы курсовой работы: "Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями в современном ДОУ".
В качестве объекта исследования является педагогический процесс трудового воспитания дошкольников.
Таким образом, предметом изучения являются методы и средства формирования у детей представлений о профессиях.
Целью настоящей работы является определение особенностей и педагогических условий организации воспитательной работы по ознакомлению с профессиями взрослых детьми старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью, работа предусматривает решение следующих задач:
1. рассмотреть теоретические аспекты изучаемой проблемы;
2. изучить педагогические основы трудового воспитания и формирования позитивного отношения к труду у дошкольников на возрастном этапе 5-6 лет;
3. подобрать методы и формы проведения воспитательной работы по исследуемой теме.