Карине Папян
Консультация для родителей «Опыты с детьми в осеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Любой опыт хорош тем, что в самом его начале ребёнку не известен результат. О том, что получится, можно только догадываться. Эта интрига разжигает интерес и в конечном итоге мотивирует детей на получение новых знаний. Любопытно, что самые разнообразные исследования можно провести в ближайшем к дому лесу или парке, а так же используя там собранный природный материал. И для этого совершенно не нужны дорогостоящие инструменты.
Осенняя радуга.
Публикация «Консультация для родителей „Опыты с детьми в осеннем лесу“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Консультации для родителей в осенний период
- Осень. Материалы для воспитателей
- Прогулки в лесу, правила поведения на природе. Консультации
- Темочки
Осенний листопад – прекрасная возможность научить ребёнка запоминать названия цветов радуги и развивать его словарный запас. Для проведения «живописного» опыта отправимся с малышом на прогулку по ближайшему к дому лесу или парку и соберём там опавшие листья. Пусть малыш самостоятельно попробует подобрать листья по цветам радуги. А дома получившийся букет можно засушить и нарисовать.
Чем пахнут травы.
Мы часто забываем о том, что обоняние, как и другие органы чувств, нужно развивать с детства и неосознанно лишаем ребёнка этого чудесного сенсорного опыта. Вспомните свои детские воспоминания – железная дорога, по которой ездили в гости к бабушке, кипящее на плите малиновое варенье, новая, подаренная на день рождения, книжка…. Все они связаны запахами. Мы и запоминаем многое благодаря запаху и привязываемся к людям или родительскому дому, ощущая запах тепла, уюта и безопасности. Научиться распознавать запахи растений – очень интересная задача. Осенью на лесной опушке несложно найти сильно пахучие растения – пижму, полынь или ромашку. Внешне эти растения выглядят неярко, и обычно дети их не замечают. Чтобы познакомить ребёнка с новым для него растением, важно, чтобы он определял его не только по внешнему виду (визуально, но и мог потрогать, а так же почувствовать его запах. Для этого предложите ребёнку растереть соцветия пижмы или полыни в ладошках, понюхать их и попросите малыша рассказать – что он почувствовал. Какой это запах (горький, терпкий, резкий, приятный? На что похож (на лекарство, на микстуру?
Почему высыхают опавшие листья.
Чтобы ребёнок научился понимать причинно-следственные связи в природе и значение воды для всего живого, можно провести вместе с ним небольшой опыт с листьями. Кроме развития логики, в ходе этого исследования ребёнок научится наблюдать за природными процессами. Для опыта нам потребуются два одинаковых листочка, желательно упавших с одного дерева, и небольшое блюдце наполненное водой. Один листик нужно опустить в блюдце, на воду, а другой – положить рядом. Вместе с ребёнком в течение 3-4 дней проследим, что происходит с листьями. Лист, лежащий на поверхности блюдца останется без изменений, а тот, на который не попадает влага, постепенно потеряет форму, свернётся и высохнет. Чтобы закрепить эти знания, во время прогулки по осеннему лесу, походите с малышом по скоплению опавших листьев и обратите его внимание, как они сильно шуршат. Почему так происходит? Старые листья, упав с дерева, больше не получают от него влаги и высыхают. А шорох и шелест, который мы слышим, шагая по ним, говорит о том, что они стали полностью сухими, потеряли гибкость и ломаются от тяжести наших шагов. Попробуйте походить с ребёнком в том же месте после осеннего дождика. Листья больше не шуршат! Они наполнились влагой и не ломаются.
Исчезающая лужа.
Удивительные открытия часто случаются в обыкновенной луже. Особенно, если вместе с малышом понаблюдать за процессом испарения воды. Для интересного опыта предстоит найти не очень большую по размерам лужу на асфальте или бетоне. Но ведь осенью – лужи не проблема! «Водоём», который мы выбрали для проведения опыта, по контуру обводим мелом, обозначая границу воды. Лучше поручить это сделать ребёнку. Возиться с лужами – очень большое удовольствие, о котором взрослые почему-то забывают. Когда лужа получила чёткий меловой контур, её нужно на время «забыть» и вернуться к ней на следующий день или даже через пару дней. Если дождей за это время не было, вода в луже немного испарится. Пусть ребёнок вторично обведёт лужу мелом. Он должен увидеть и понять, первый и второй контуры не совпадают. Куда же делась вода? Она стала паром и улетучилась. Сколько же воды испарилось? Казалось бы, не такой простой вопрос. Однако, решить его совсем не сложно. Чтобы понять это, с собой на прогулку необходимо взять пластиковую бутылочку с водой. Узнать количество испарившейся влаги можно, если долить в уменьшившуюся лужу воду до первоначального объёма.
Умеет ли растение потеть?
В этом опыте мы поможем ребёнку понять, что растение – тоже живое. Оно умеет выделять влагу, то есть «потеть». Когда дети осознают, что вокруг них живая природа, они гораздо реже ломают ветки на деревьях или рвут на опушке цветы. Отношение к живому всегда более уважительное. Для проведения этого опыта нам потребуется прозрачный полиэтиленовый пакет и кусочек верёвочки. Отправимся с малышом на лесную прогулку. В самом начале пути наденем на одну из веток кустика или дерева с листьями пакет и крепко завяжем его, чтобы внутрь не поступал воздух. В конце прогулки, вернувшись к растению, снимем пакет. Что же ребёнок увидит внутри? На стенках пакета будут небольшие капельки воды. Откуда они тут появились? Влагу выделяет сама ветка, потому что она «живая». Растение умеет «потеть», отдавая воду, которая ему не нужна.
Сколько лет сосне?
В осеннем парке или в лесу можно найти не мало способов, чтобы развивать детскую внимательность, навыки счёта, а так же научить малыша разным способом определения возраста дерева. Каждый год у сосны развивается новый круг веток. И для того, чтоб узнать, сколько лет дереву, необходимо посчитать круги веток по всему стволу, например, снизу вверх. Сучки от засохших веток в нижней части ствола считают тоже. К полученному результату добавляют 2-3 года, ведь в самом начале у молодой сосны ветки не отрастают. В итоге мы узнаём сколько лет сосне. Кроме того, возраст дерева легко определить, сосчитав количество годичных колец, заметных на пеньке (или спиле). Рассматривая вид годичных колец, стоит объяснить ребёнку, когда дерево росло в благоприятных условиях, а когда – нет, испытывая нужду в тепле и солнечном свете.