Гончарова Виктория Александровна
Консультация для родителей «Обучение игре. Новые способы со старыми игрушками»
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение игре. Новые способы со старыми игрушками»
Детство - это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для дошкольников умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Обучение игре, Новые способы со старыми игрушками“» размещена в разделах
Игра – это ведущий вид деятельности детей. Она является определяющим фактором в развитии личности. В игре дошкольников узнаёт, как себя вести в различных ситуациях, какой он есть на самом деле.
Нужна ли детям игра? Что она им даёт?
Исследователями установлено огромное влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и нравственно – волевое развитие. Каждого родителя старшего дошкольника волнует вопрос подготовки ребёнка к школе. Так вот, игра очень хорошо готовит детей к школе.
В игре ребёнок получает необходимую для обучения в школе подготовку.
- Физическая готовность.
- Личностная готовность.
- Интеллектуальная готовность.
- Социальная готовность.
На сегодняшний день требования к детям умений читать и писать до школы себя не оправдали. Требования школы, что дети должны иметь навыки чтения и письма – это грубое нарушение закона. Да, с ребёнком надо заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, развивать мелкую моторику рук. Дети должны бегать, прыгать. У детей должно быть детство. Однако, если ребёнок вовремя не получит определённого игрового опыта, у него впоследствии могут возникнуть трудности в общении. В школьные годы он не сможет выбрать подходящего друга, а в юности - спутника жизни который соответствовал его внутреннему «Я». Не доигравшие дети впоследствии имеют негативные последствия в поведении. Пока психика у ребёнка развивается, он должен играть.
В игре у него формируются :
- способности к творчеству;
- любознательность и способность к экспериментированию;
- наблюдательность и воля (доводить начатое дело до конца, умение проигрывать, умение вести себя в группе сверстников)
- эстетические чувства и предпочтения;
- инициатива и готовность к коллективным действиям;
- взаимоотношения между детьми и взрослыми.
Изъятие игры из жизни детей ведёт к внутри личностным конфликтам. Без игры в детях формируется чувство страха, низкий уровень притязания, вялость, пассивность. То, что мы видим в играх детей, это отражение мира, который окружает ребёнка. Это мы так разговариваем, друг с другом, так укладываем их спать, покупаем для них игрушки и книги, это мы смотрим такие передачи и видеофильмы.
Скажите, как и во что играют ваши дети?
Да, в играх детей отражается наша взрослая жизнь. Сюжеты игр меняются в зависимости оттого, что смотрят по телевизору взрослые.
Многие родители спрашивают : - Стоит ли давать детям для игр оружие?
В зависимости от того, каким мы хотим воспитать ребенка, такие игрушки необходимо покупать ему и в такие игры играть с ним.
Игрушка для ребенка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, набору для шитья и вязания.
Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
Подражая взрослым, ребенок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей игрушкой, небрежно относится к ней, то это приводит к тому, что у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера – эгоизм, неряшливость, упрямство.
Наоборот, если ребенок ласков со своей игрушкой, убирает ее на место, то у него развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, общительность и другие ценные качества. Развитие игровой деятельности ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Для того, чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Игра от общения со взрослым становиться богаче, содержательнее. Родители должны интересоваться играми детей, помогать расширять их сюжеты, не считать игру пустой забавой и уделять ей должное внимание. Ведь игра не только забавляет малыша, но и развивает.
Особую роль в развитии малыша играют обучающие (дидактические) игрушки. Дидактические игрушки используют для развития и обучения ребенка.
Для старших дошкольников необходимы развивающие игры, которых сейчас довольно много в продаже. Хороши игры шашки, домино, лото, пазлы, игры- лабиринты, различные мозаики и конструкторы. Важны и сюжетно- ролевые игры, театрализованные игры, игры со строительным материалом.
Игры с природным материалом: шишками, камешками, ракушками, песком, снегом, водой – позволяет сохранить и развить любознательность, знакомят детей с окружающим миром, учат их делать открытия, развивают мелкую моторику рук, снимают психическое напряжение. Чтение книг и журналов оказывает большое влияние на сюжеты детских игр, так как ребёнку надо прожить происходящее вокруг него.
А есть еще другая проблема – необходимость в новой игре, когда старые уже наскучили и надоели. Если вы (морально или материально) не готовы сразу же бежать в магазин – придется напрягать фантазию. Вы наверника неоднократно попадали в такую ситуацию во время дальних путешествий (на поезде, машине). Так появились игры с книжками.
Пирамидка. Колечки пирамидки можно раскладывать в ряд “по росту”. Еще интересно катать и закручивать колечки, нанизывать на веревку. Палочка от пирамидки тоже пригодится. Купите набор цветных резиночек для волос и научите ребенка надевать их на палочку, растягивая за края. Потом детали пирамидки могут перейти в распоряжение юных строителей. А еще на плотах из колечек пирамидки интересно катать по волнам в ванные игрушки.
Домино (картонное, с картинками). Раскрыв впервые коробку с домино дети с восторгом принимаються отыскивать одинаковые картинки. Это и стало первой игрой, так как сложные правила классического домино быстро не даються. Потом мы начали составлять цепочку, подставляя карточки по принципам домино, но с одного конца и игнорируя дубли. Сейчас играем в настоящее домино. Еще строем карточный домик, а ребенок дует на него, пока тот не развалится. Прямоугольные картонные карточки интересно метать с некоторого расстояния в коробку.
Кубики. Если ребенок все время рушит ваши постройки, значит ему наверняка понравится играть в городки. Постройте башню и вместе с малышом бросайте в нее резиновые мячики. Если ребенок не очень заинтересован в строительстве, но любит играть с машинками или зверями – постройте для него гараж или многоэтажный дом.
Еще дети, любят искать общее и похожее, начал устанавливать соответствия между наборами деревянных и больших пластмассовых кубиков. Сначала раскладывал по цветам, потом, с моей подсказки, по формам (кубы, цилиндры).
Мозаика. Выкладываем длинные (насколько позволяют размеры комнаты) дороги – подготовка к письму в чистом виде – мелкая моторика, мозаинки берутся тремя “пишущими” пальчиками. Если нужно собрать рассыпанную мозаику – увлекаю сортировкой по цвету (в каждую коробочку детали своего цвета). Недавно придумала новую игру. Составляю ряд из 3-4 мозаинок, закрываю его коробкой и предлагаю ребенку составить такую же “гусеничку”.
Еще пытаюсь на определенной последовательности мозаинок (например, “желтая, синяя, желтая, синяя…”) объяснить, что такое закономерность. Но продлить даже такой простой ряд трудно - и это радует, значит, еще долго мы с мозаикой не расстанемся.
Книги с картинками. Выручают опять же игры. Для них подходит любая книжка с четкими, красочными сюжетными картинками. Одна из любимых игр – загадки. Говорю ребенку “Я вижу на картинке что-то сладкое, вкусное, красное” – и он радостно ищет и находит кустик земляники с ягодкой. Переходим к более трудной хрестоматийной загадке “Сидит дед, во сто шуб одет…”, после нескольких подсказок сын отыскивает и лук. Еще задание, на внимательность – на большой картинке прошу отыскать все цветы или всех птичек. Усложненный вариант, где требуется не только увидеть, но и обобщить – указать транспорт, овощи, одежду. Придумали сравнивать картинки на соседних страницах, помогаю им, задавая наводящие вопросы. Пытаемся по картинкам учиться пересказу. Тренировка памяти – закрываю ладонью картинку и расспрашиваю, кто на ней нарисован.
Другое задание – найти все книги о машинах (медведях, птицах).
Напоследок еще несколько идей. От некоторых печатных игр из картона остаются рамки, которые можно использовать как трафареты. Или подбирать к рамкам картинки, которые в них были. Цветные детали от лего и мозаики, а так же карточки лото могут служить метками для прыжков.
Во-первых, можно отмечать дальность прыжка. Во-вторых, давать интересные задания (допрыгнуть от зайца к белке). В-третьих, мозаикой удобно ограничить “речку”, которую нужно перепрыгнуть, а из лего построить “стену” для прыжков в высоту. Поэтому важно уделять внимание детской игре, давать детям играть, поощрять их желание играть, становиться партнёром по игре, если ребёнок этого хочет. Приглашение взрослого в игру – знак величайшего доверия ребёнка.
Помните – игра прекрасный источник укрепления физического, духовного, телесного и эмоционального самочувствия ребенка.