Климова Оксана
Консультация для родителей «Нужно мыть игрушки чаще»
▼ Скачать + Заказать документы
"Что мы, взрослые, должны делать, чтобы ребенок сам убирал за игрушками?"
Дети не рождаются с этим навыком. Этому нужно обучать как можно раньше.
С годовалого возраста ребенок учится помогать маме, если видит, как это делают его папа или мама. Личный вклад дает детям возможность почувствовать свою принадлежность к семье, свое членство в ней.
Зачем учить ребенка трудиться?
- До 7 лет у ребенка вырабатываются полезные привычки, закладываются основы его "стиля жизни".
- Дети дошкольного возраста остро нуждаются в родительском внимании. Разделять с ребенком домашние хлопоты - отличная идея для совместного времяпрепровождения.
- Когда ребенок помогает взрослому, он чувствует себя нужным и полезным. У малыша повышается самооценка, появляется уверенность в себе и самостоятельность.
На этот случай существуют основные правила:
- у всех игрушек должны быть свои места (например, контейнер для конструктора, коробка для солдатиков).
-проводите уборку в игровой форме.
- добавьте ярких красок в процесс уборки дома: включите любимую музыку, купите красивые, яркие контейнеры для игрушек, придумайте свою собственную игру, в которую вы будете играть со своим ребенком во время уборки.
- разделите игрушки на те, с которыми ребенок играет в данный момент, и те, которые можно убрать, чтобы было легче убирать с меньшим количеством игрушек. Через неделю или две с половиной устройте "перестановку" игрушек.
- Вы можете ввести правило: "Мы играем в одну игру, если вы хотите сыграть во что-то другое, вам нужно вернуть все на свои места".
Итак
ребенок не начнет убирать в детской только потому, что он большой, ему исполнилось 3-4 года. Распространенная ошибка наших родителей в том, что мы начинаем требовать. Но! Требовать бесполезно! Начинать нужно с привития этого навыка и умения убирать.
Как это сделать?
Этап 1: мы делаем это сами, для ребенка, чтобы он видел место и расстановку каждой игрушки в комнате, на полках. Пока ребенок маленький, мы спрашиваем: "Где живет Лисенок? На какой полке? Ух ты! Нашел его! Когда мы будем играть, мы тоже положим его туда. Это его место, он здесь живет".
Этап 2: мы делаем это вместе с ребенком
Этап 3: ребенок делает это самостоятельно.
Но на этапе совместной уборки ребенок все больше и больше игрушек убирает самостоятельно, поэтому развивать это следует не в пять, не в 7 лет, а в тот момент, когда ребенок начал ими пользоваться, т. е. примерно в год. Годовалый малыш уже может помочь вам. И, конечно, он будет делать это не потому, что хочет быть чистым, а потому, что это интересно.
А чтобы это было интересно, это должна быть ИГРА!
Далее мы предлагаем вам "лайфхаки" по привитию ребенку навыка уборки игрушек. :
1. Игра "Игрушки могут поспешить домой как можно скорее (или кто глубже запрыгнет в корзину с игрушками)"
2. "Перчатка-помощник". Нам с вами сейчас будет помогать волшебная перчатка, которая любит играть с игрушками и всегда кладет их на место. Но она не одна, у нее с собой варежки".
3. "Правило 5 минут"
Подумайте, как часто вам не хватает всего 5 минут, чтобы поспать, поговорить с другом, посмотреть фильм. Это не случайно.
5 минут имеют своего рода магическое значение для любого человека. А с детьми правило пяти минут работает в 90% случаев. Так в чем же оно заключается?
Представьте ситуацию. Ребенок чем-то увлечен (играет или что-то мастерит). и тут вы врываетесь в его мир и требуете немедленно одеться (потому что вы уже опаздываете в гости). В чем риск? Как правило, это слезы или явный протест. Но всего этого можно избежать, воспользовавшись правилом 5 минут:
Не прерывайте ребенка резко. Дайте ему всего 5 минут на завершение увлекательного процесса. Для малышей желательно каким-то образом предупредить, что 5 минут подходят к концу. Такое поведение значительно ослабит протест ребенка и существенно сэкономит вам время и нервы.
4. При общении с ребенком руководствуйтесь следующим: "Позвольте ему всегда помогать, даже если он мешает. И хвалите! Хвалите меня! Даже если от такой помощи вам хочется плакать!" Хвалите ребенка за его желание помочь вам.
Поощряйте попытки вашего ребенка помочь вам и не игнорируйте его действия. Сделайте уборку вместе. (даже если стулья испачканы джемом, даже если чай был пролит, когда его разливали, даже если он капнул на скатерть).
5. Не критикуйте малыша, если что-то не получается.
Если ребенок не спешит убираться после нескольких упоминаний, не ругайте его, не повышайте голос, переходя на крик. Помните, что главное чувство, которое руководит вами при общении с вашим ребенком, - это любовь.
6. "Кто быстрее?" или "Кто крупнее?" - таким образом, вы разовьете дух соперничества.
7. "Давай соберем, и я тебе помогу" или "Пойдем вместе" - мы помогаем собрать 2-3 игрушки, все остальное за малышом (главное - старательно делать вид, что вы помогаете малышу)
8. История об "Обиженных игрушках" помогает мне в моей работе в детском саду. Сюжет вы можете придумать сами, основная идея такова: однажды, игрушки остались у мальчика /девочки, потому что с ними плохо обращались: ломали, выбрасывали и не убирали на свои места.
9. Купите все необходимое, чтобы помощь вам доставляла радость ребенку. Щетку, совок для мусора, тряпки, мелкие инструменты и т. д.
И помните золотое правило воспитания: никогда не делайте за ребенка того, что он может сделать сам!
Итак, пошаговый план:
Шаг 1. Игрушек должно быть немного. Я понимаю, что вы хотите купить, я понимаю, что вы хотите компенсировать то, что вам не купили в детстве. Но тогда возьмите за правило - купили новую, отдали или продали старую. Если игрушек много, внимание ребенка не сфокусировано, и он даже не знает, какой игрушке место.
Шаг 2. Следовательно, каждой игрушке должно быть свое место. Там нет места для игрушки, поэтому вам не нужно класть ее туда на ночь.
Шаг 3. Должны быть правила. И их можно вводить сразу с того момента, как ребенок начнет ходить. Есть два варианта - мы поиграем и сразу же положим игрушки на место, или мы уберем игрушки перед тем, как лечь спать. Но это должно быть правилом! Если мы убираем в один день, а не в другой, считайте, что правил нет, вы не обязаны им следовать. Поэтому возникает ситуация, когда кажется, что есть правило, но его не отменяют.
Дети нутром чуют места, где можно "не делать этого". И вы должны быть тверды как кремень.
Шаг 4. Варианты диалога: Уберете ли вы игрушки до или после туалета?
Если они не будут стоять на своих местах, я не смогу купить вам новые, потому что для них не хватит места.
Ты можешь убрать игрушки, и я почитаю тебе перед сном, или нет, но тогда я очень расстроюсь и у меня не будет настроения читать на ночь.
Шаг 5. Убрать игрушки можно в игре: кто больше уберет, ты или я? Сможешь ли ты убрать это за 10 секунд? Превращается в волшебный игрушечный экскаватор-уборщик?
Но, по моему опыту, лучше придерживаться правил, потому что не всегда есть силы играть. И если правило сформировано, то достаточно просто воспользоваться диалогами с выбором из шага 4.
И помните: ребенок получает от вас примеры общения, отношения к вещам, к работе, к каким-то действиям, к людям. К СЕБЕ. И если вы будете постоянно повторять "он неряха", "она неряха", "он не силен в математике", то так оно и будет. Дети будут соответствовать вашим ожиданиям.