Лариса Петровна Круглова
Консультация для родителей «Нравственно-трудовое воспитание ребенка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель Прудникова Т. О.
Одной из актуальных задач в настоящее время является воспитание у дошкольников таких нравственно – волевых качеств, как самостоятельность, дисциплинированность, организованность, ответственность.
Публикация «Консультация для родителей „Нравственно-трудовое воспитание ребенка в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Важным условием всестороннего развития личности ребенка является формирование нравственно – волевой сферы. Это существенно не только для успешного обучения ребенка в школе, но и для формирования жизненной позиции.
Проблема в том, что многие родители недооценивают силы и волевые возможности своего ребенка, стремятся опекать его. Малыш, проявляющий самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становится беспомощным, неуверенным и испытывает затруднения в решении посильных для него задач.
Обычно родителей волнуют проблемы специальной подготовки ребенка к школе – обучение чтению, письму, счету, а воспитанию самостоятельности, настойчивости, ответственности, организованности не придают большого значения.
Если у дошкольника к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, то он зачастую не сможет организовать себя для выполнения заданий учителя. Самостоятельность приобретает нравственный смысл в той деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Ребенок еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.
Важное влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье, где нравственный смысл и цель труда для ребенка особенно наглядны. Он наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи.
Наиболее распространен в семьях хозяйственно – бытовой труд - приготовление пищи, уборка помещения, стирка. Чтобы этот труд не терял новизну и привлекательность, не стал однообразным, можно сначала давать разовые поручения затем обыграть или придумать соревновательный элемент.
Ручной труд – изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги - распространен в семьях меньше, чем бытовой. Он привлекателен для ребенка, так как результат можно оформить в виде подарка. Ручной труд требует от малыша проявления инициативы, настойчивости, старательности и других нравственно – волевых качеств.
Труд по уходу за комнатными растениями и животными оказывает большое влияние на развитие личности ребенка : воспитывает гуманные качества – доброту, отзывчивость, любовь и волевые качества – самостоятельность, организованность, ответственность.
Таким образом, хозяйственно – бытовой труд, ручной труд, труд по уходу за растениями и животными способствуют воспитанию у ребенка в условиях семьи таких качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность.
Использовать труд в качестве средства нравственного воспитания ребенка в семье возможно в том случае, если он видит значимость своего труда для семьи.
Родители должны вносить нравственные мотивы : проявлять внимание, сочувствие, заботу, оказывать помощь; связывать эти мотивы с целью деятельности; различными методами закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата.
Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не следует упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придет постепенно, главное - сначала вызвать интерес.