Наталья Новичихина
Консультация для родителей «Неговорящий ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Неговорящий ребенок…»
Работа с детьми раннего возраста, не произносящих ни одного слова и не повторяющих каких-либо звуков, начинается с консультации их родителей, так как последние по-разному относятся к данной ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит. Подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
Публикация «Консультация для родителей „Неговорящий ребенок“» размещена в разделах
Причин, почему ребенок в два-три года не говорит «мама» и «папа», может быть множество. В основном, родители не всегда знают, как проявляются у детей речевые расстройства, поэтому замечают их слишком поздно, когда самое благоприятное время для их исправления уже упущено. У всех детей разный характер, темперамент, процесс рождения, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается, поэтому и заговорить они могут в разное время.
Возраст Особенности речевого развития в норме
2-ой месяц Ребенок начинает смеяться
3-ий месяц Появляется гуление ( повторение звуков и их сочетаний: а-а, а-гу)
7-10 месяцев Как минимум должен лепетать ( повторение слогов: да-да, ба-ба, ма-ма, па-па)
12 месяцев (1 год) Словарный запас около 10 слов (учитываются не только полноценные слова, но и такие как «мяу», «бибика», «кака»)
15 месяцев (1 год 3 месяца) Словарный запас 15 слов (+усеченные формы более сложных слов)
18 месяцев (1,5 года) Словарный запас до 30 слов (легко повторяет часто слышимые слова)
20 месяцев (к концу 1-ого года) Появление фраз, двухсловных предложений (Куда? Что это? Дай мяч)
2 года Словарный запас 200-300 слов. Понимает инструкцию, предложение из 2-3 слов, сопровождая жестами.
3 года Запас слов 800-1000. Словарь включает почти все части речи, предложения сложные.
4-ый год Период вопросов «Почему?», «Когда», умеют группирировать предметы по классам: одежда, посуда, животные. Словарный запас 2000.
5 лет Запас слов – 2500, умеет составить рассказ из нескольких предложений по картинке, правильно отвечает на вопросы по сюжету картинки.
6 лет Отсутствуют недостатки произношения звуков и слов, умеют пересказать сказку с развитием сюжета, отразив в нём события прошлого, настоящего, будущего.
Именно так картина речевого развития должна складываться в норме. Однако всё чаще современные родители сталкиваются с речевыми нарушениями, которые, в свою очередь, имеют широкий диапазон различных патологий, определить которые сможет специалист.
Родители должны понимать, чем раньше начата коррекция речевых нарушений, тем меньше сил и времени придется потратить на овладение ребенком речевой системы родного языка.
Родители могут самостоятельно начать помогать своему ребенку закреплять результат работы специалиста:
1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание, комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
3. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
4. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
5. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
6. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
7. Не говорите при ребенке о его отставании.
8. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
9. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока".
Удачи Вам и Вашему ребенку!