Ирина Гребеникова
Консультация для родителей «Наука и жизнь»
▼ Скачать +Заказ
Консультация для родителей
Умные книги о воспитании редко пересекаются с реальностью. Но нам - то как найти подход к родному чаду? Попробуем его понять.
Существует всего лишь два основных представления о том, что такое воспитание. Первое воспитание - это набор «правильных» определенных действий по отношению к ребенку. Авторы пишут, как прививать детям трудовые навыки, как учить их быть нравственными и т. д. Авторам легко и просто пишется, родителям читается и воспитывается. Но почему – то дети нередко получаются какими – то не вполне «правильными»…
Публикация «Консультация для родителей „Наука и жизнь“» размещена в разделах
Другой подход - воспитание есть творчество. Так что решить, что правильно, а что нет по отношению к конкретному ребенку и в конкретном случае, может только его конкретный воспитатель! А зачем тогда нужен автор? Чтобы помочь увидеть детей с неожиданной стороны, понять их. Удивить своеобразием внутреннего мира ребенка. Побудить к самостоятельному поиску, самостоятельному мышлению.
Когда дело спорится
Как известно, у взрослых есть такое убеждение (вернее, предубеждение : то есть «предвзятое убеждение», что дети очень любят играть: это, мол, их любимое занятие.
Вот в чем суть: нет ничего другого. Ведь взрослые так организовали так жизнь детей, что работать они не могут: во – первых, не умеют и их этому никто не учит; во – вторых, никакой взрослый не допустит их к настоящей работе.
Что же еще остается делать? Только играть! Играют дети только от пустоты жизни, чтобы как – то заполнить свое время, чаще всего именно так.
К сожалению, ребятишки вынуждены житьв мире, который построили взрослые для себя. Почему взрослые именно так организуют жизнь детей? Потому что им, взрослым, так легче, проще и удобнее. Дети играют сами, не надо ими заниматься. Для детей это безопасно, и им вроде бы нескучно… А для самооправдания, для очистки совести можно ведь убедить себя: а малыши по природе своей такие! Они больше всего любят именно играть! И даже «научные» теории такие есть. И мы очень гуманно поступаем, представляя детей самим себеи их игрушкам.
И дети быстро привыкают к такому положению, как привыкают они ко всему. Постепенно жажда настоящего дела гаснет в них и может погаснуть совсем. Но это результат отношения взрослых к детям, а не их «природа». На деле работать любому нормальному человеку гораздо интереснее, чем играть. Такова природа человека, таковы его врожденные склонности.
Такая разная любовь
Многие взрослые твердо убеждены, что у папы и у мамы всегда должна быть единая позиция по отношению к ребенку.
Вот и рассудите, верно ли это? Всегда ли это антипедагогично, предьявлять детям разные требования, даже противоречащие друг другу, и вести себя по отношению к ним? На самом деле поведение взрослого определяется его индивидуальностью. Понятно, что мама и папа во многом совершенно разные – и это естественно и хорошо. Мама любит сына за то, что он беспомощен, слаб, ничего не умеет: именно тогда, когда ему плохо, больно, когда он терпит неудачу., она любит его больше всего. Отец же любит сына сильнее, наоборот, тогда когда он проявляет свои возможности, чему – то учится, в чем – то добивается успеха. Ребенку необходимо и то, и другое.
Лишенный материнской любви, мальчик может вырасти жестоким человеком с холодным сердцем. Лишенный отцовской любви – «бабой в штанах», как в народе называют. Отцовская любовь - не лучше и не хуже материнской. Просто она другая и нужна малышу, чтобы ощутить равновесие мира.
А способен ли один и тот же человек относиться к ребенку одновременно и по – отцовски, и по – матерински? Теоретически – да, но в жизни это слишком трудно.
Сделай сам!
Наши человеческие задатки – это как зерна, дремлющие в земле. Может быть они взойдут, может быть, нет. Ведь не всякую землю есть кому разрыхлять, и поливать, и удобрять. А, если зерна не взойдут, так и пропадут в земле, то, «полуфабрикат» так и останется «полуфабрикатом». Только из него уже ничего нельзя будет сделать. Не на такой ли планете мы все пока еще живем – в царстве «полуфабрикатов»? Знаете, когда из ребенка получается взрослый? Когда ребенок погибает духовно, он становится «взрослым». Андрей Платонов как – то сказал: «Жизнь есть упускаемая и упущенная возможность». Ребенок – это возможность. Чего угодно – как самого хорошего, так и плохого.
Не упустить бы нам с вами эту возможность!