Юлия Воробьева
Консультация для родителей «Народная сказка и ее роль в активизации словаря ребенка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Народная сказка и ее роль в активизации словаря ребенка-дошкольника»
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений, с окружающим миром.
Публикация «Консультация для родителей „Народная сказка и ее роль в активизации словаря ребенка-дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
В словаре Даля сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка – вымысел, произведение народной фантазии, складное, яркое, интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый смысл. Русская сказка – популярный и любимый жанр фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и присутствует поэзия, открываются человеческие чувства и взаимоотношения: доброта, справедливость, приобщение к русской культуре, к мудрому народному опыту, родному языку.
С какими же сказками мы знакомим детей дошкольного возраста?
Сказки о животных. В этих сказках действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, описывает повадки, высмеивает пороки.
Волшебные сказки – сказки, где происходит чудо, приключения, геройства, превращения. В основе сюжета таких сказок находится повествование о поисках потери или недостачи с помощью чудесных средств или волшебных помощников.
Бытовые сказки – сказки об обыденной жизни, в них добру, честности, благородству противопоставляется жадность, зло, зависть.
Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Сказка учит сравнивать и сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая детям возможность выбора собственной позиции. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, а также делают речь эмоциональной, образной, красивой.
Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка.
• Сказка учит : мир делится на хороших и плохих
• Сказка формирует образ положительного героя
• Сказка учит не бояться трудностей
• Сказка учит : не имей сто рублей, а имей сто друзей
• Сказка учит не судить о людях по внешнему виду
• Сказка учит : хорошее дело не с первой попытки получается
• Сказка учит любви к родителям
• Сказка учит патриотизму
• Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль
• Сказка учит : добро всегда побеждает.
Сказки динамичны, напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью. В нем много мелких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Перед прочтением сказок проводится предварительная работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок, разбор пословиц и поговорок, относящихся к сказке.
1. Чтение произведения и рассматривание иллюстраций. Одно из главных условий чтения и рассказа – это эмоциональное отношение к рассказываемому. Во время рассказа или чтения лучше сесть перед детьми с тем, чтобы дети могли видеть лицо педагога, наблюдать за его мимикой, выражением глаз, жестами. При чтении педагог следит не только за исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателя.
2. Разбор содержания проводится в форме «вопрос-ответ» по прочитанному материалу.
Это вопросы:
• позволяющие узнать эмоциональное отношение к героям;
• направленные на выявление основного смысла произведения;
• направленные на выявление основного мотива поступков;
• выявляющие языковые средства выразительности;
• направленные на воспроизведение содержания;
• поискового характера, подводящие к выводам;
3. Словарная работа (объяснение новых слов, объяснение пословиц).
4. Составление плана – схемы.
5. Пересказ по схеме.
6. Повторное чтение.
7. Творческие задания по сказке : выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений, придумывание нетрадиционной концовки, творческое преобразование хода повествования, ввод непредвиденных ситуаций, смешивание нескольких сюжетов в один.
1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными, а могут быть близкими к жизни детей. Например: Лиса и Заяц, вместо ледяной и лубяной избушек, могут оказаться на летающих тарелках. Или, с помощью волшебной палочки, оказаться в одной клетке городского зоопарка, или застрять в лифте многоэтажного дома.
2. Коллаж из сказок. Если сказки знакомы, можно обойтись иллюстрацией: Баба Яга встретила Колобка и они вместе отправились к Лисе в лубяную избушку. Вариантов ситуаций может быть много, важно не забыть о главных, первоначальных героях. Детям лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Например: в книге со сказками перепутались все страницы. Что же произошло с героями сказок?
3. Перевирание сказки. Метод используется, когда сказка хорошо знакома детям. Например: Жила была девочка, звали ее Желтая Шапочка. Дети поправляют: Нет, не Желтая! Воспитатель: Да-да, конечно, я забыла! Так вот, отправилась Красная Шапочка к тете, и т. д.
4. Изменение ситуации в знакомых сказках. Методом проб и ошибок и рассуждений позволяет двигаться к возможным ответам, приучая детей постепенно менять ситуации в сказках. Например: «Гуси-лебеди». На пути Машеньки встречается Волк. «Волк и семеро козлят» - Волку мешает Медведь, который приглашает его на день рождения.
5. Сказка по-новому. Этот метод позволяет по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Для этого берется старая сказка, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Например: Семеро козлят становятся злыми и капризными, а добрый Волк помогает Козе их найти.
6. Эксперименты в сказках. Этот метод помогает детям не только в развитии речи и творческого мышления, но и в развитии чувств. Например: Морозко слишком жестоко поступил с героями. Предложить детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.
7. Сказки от превращений. Метод помогает детям в мыслях превращаться в кого угодно или во что угодно – это для ребенка уже начало фантазии и сочинительства. Например: Начало сказки : как хорошо летать над цветами и видеть все сверху. Но однажды…»
8. Спасательные ситуации из сказок. Воспитатель, используя этот метод, специально придумывает экстремальные ситуации, требующие различных вариантов, «спасательных» решений. Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок, способствует развитию связной речи.
9. Закончи сказку. Метод позволяет развивать умение логически завершать какой либо рассказ, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.
Таким образом, работу над связной речью детей с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с младшего дошкольного возраста. Это позволит детям расширить словарный запас, использовать в речи языковые средства выразительности, а самой речи становиться осмысленной, логически построенной, связной, эмоциональной, образной.
Литература.
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.
2. Миронова О. С. Учимся сочинять и рассказывать : Подготовительная группа. Издательско-торговый дом «Корифей», Волгоград, 2010
3. Шаманская Л. Н., Козина Л. Ю. Путешествие по сказкам : нравственное развитие дошкольников с ОНР. — М. : ТЦ Сфера, 2010
4. Шорохова О. А. Играем в сказку : сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2006
5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : Фолио, АСТ,2000.
6. Познавательные сказки для детей 4—7 лет. Методическое пособие / Сост. Л. Н. Вахрушева. — М. : ТЦ Сфера, 2011