Елена Гудкова
Консультация для родителей «Зачем нужна библиотека?»
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем нужна библиотека?
Каждый человек в детстве в общих чертах должен постичь все то, к чему человечество шло тысячелетиями своего существования. Без книги, слова, на самостоятельное получение подобного опыта человеку может просто не хватить жизни.
Учитывая, что книжный текст – это, практически, первая абстрактная информация, предоставляемая ребенку, ее значение трудно переоценить. Книга учит жизни. В безопасной обстановке она знакомит ребенка с миром людей, с нюансами их взаимоотношений, с внутренним миром человека, в обычных условиях закрытом для посторонних. Знакомит книга и с многообразием чувств, испытать которые на себе ребенок не в состоянии, а вот уметь ими пользоваться обязан. В книге проведены четкие границы для таких полярных понятий, как добро и зло, любовь и ненависть, дружба и вражда, победа и поражение, красота и безобразие. Книга дает возможность разобраться в самом себе и, в то же время, выносит центр мироздания за пределы собственного «Я». Только книга может показать уродливое, не затрагивая личность, а значит, не вызывая установки психологических защит. Чтение эффективнейшим образом формирует мышление человека, развивает воображение, внимание и память. И, главное, вся информация, полученная посредством чтения художественной литературы, является эмоционально окрашенной, а значит, она может проникнуть глубоко в душу человека и оставить свой след навсегда в отличие от любого другого, эмоционально нейтрального, воздействия.
Публикация «Консультация для родителей „Зачем нужна библиотека?“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Домашняя библиотека. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Первые литературные впечатления ребенок получает от родителей. Чуть позже таким доверенным «рассказчиком» может стать библиотекарь. Сензитивный период усвоения навыков чтения – 4 — 6 лет. Только не нужно забывать, что настоящее чтение предполагает не бездумное повторение увиденных буквенных символов и даже не понимание текста. Настоящее чтение начинается с сопереживания.
Современное компьютерно-мультяшное взращивание привело к тому, что многие дети видят буквы, слова, понимают смысл, но правое полушарие мозга, ответственное за чувства, молчит. Это – наша реальность и наша беда.
Какими же особенностями, какими качествами должна обладать детская книга? В дошкольном возрасте воспитание книгой обычно идет через подражание. Поэтому, в хорошей книге обязаны быть хорошие персонажи, которым будет подражать ребенок. Но в литературе для взрослых тоже зачастую присутствует хороший персонаж. Чем же детская литература отличается от взрослой?
Рассмотрим этот вопрос в аспекте влияния книги на читателя.
- Во-первых, детская литература является формирующей, и об этом уже говорилось.
- Во-вторых, информация, содержащаяся в детском произведении, усваивается ребенком без какого-либо анализа и контроля с его стороны. Если взрослый человек, столкнувшись в литературном произведении с социально-негативными качествами, способен сделать выбор и выводы, то ребенок ориентируется только на альтернативную пару: интересно - не интересно. Но как же много написано губительного для детской психики и при этом интересного! Или, наоборот, полезного и совершенно нечитаемого!
- В-третьих, ребенок не в состоянии определить уровень профессионализма автора читаемого произведения. А это чревато не только искаженными нормативами речи, но и испорченным вкусом. Реально современный ассортимент детской литературы перенасыщен низкопробными произведениями и выбрать из тысяч неудачных изданий некоторое количество интересных, полезных и безопасных представляется проблематичным.
- В-четвертых, детская литература имеет четкие возрастные привязки.
Так какую же книгу выбирать, чтобы, как в медицине, не навредить?
Основных критериев, как мне думается, три: добрую, умную, неназидательную.
Почему книга должна быть доброй – понятно. Почему умной? Все, что развивает, должно быть чуть-чуть за гранями достигнутых возможностей. Дотянувшись до почти недосягаемого, ребенок получит колоссальную радость открытия а, соответственно, желание продолжать самостоятельное познание жизни.
По поводу неназидательности: любой человек защищается от навязываемого чужого. Результатом может стать эффект, обратный ожидаемому.
Хорошая литература у хорошего читателя должна вызывать катарсис – потрясение. Но большинство образцов современной книжной продукции для детей лишь щекочут нервы. Практически, это компьютерные игры, записанные на бумажном носителе.
Можем ли мы ожидать от родителей умения сделать правильный анализ и отбор той литературы, которая не просто не навредит, но будет полезна, превратит чтение не только в увлекательное занятие, но и в воспитателя души? Кроме интуиции, специальных и общих познаний, необходимы финансовые возможности, наличие свободного времени и еще масса самых различных факторов. И вот тут самое время вспомнить, что в государстве существует институт, который нацелен на воспитание книгой. Это библиотека.
Вот лишь несколько преимуществ ее посещения, но они – безальтернативны.
1. Библиотека имеет большие и разнообразные фонды, которые позволяют предлагать ребенку нужные книги в нужной последовательности.
2. Любая библиотека гарантирует психологическую, моральную и этическую безопасность предлагаемой ребенку литературы.
3. Библиотека имеет специалистов не просто обученных, но и имеющих богатый опыт.
4. Приходя в библиотеку, ребенок попадает в особое пространство духовности. Оно привлекательно и постепенно становятся нормой жизни культурного человека.
5. Библиотека, в отличие от школы, не оценочна. Именно в беседе с библиотекарем читатель может раскрыться, не опасаясь за высказанное мнение.
6. В библиотеке возможна групповая работа с детьми. Во многих случаях работа в группе намного эффективнее работы индивидуальной.
7. Время общения ребенка с библиотекарем ограничено лишь часами работы библиотеки.
8. Только в библиотеке возможно проведение комплексной работы по воспитанию ребенка с помощью книги, когда задействованы все формы работы, от игровых до доверительной беседы, имеются технические средства, долгосрочные программы, захватывающие все аспекты развития личности.
9. Посещение библиотеки бесплатно!
Мы познакомили своих воспитанников с работой Центральной детской библиотеки города Тейково.