Светлана Прокофьева
Консультация для родителей на тему: «Взрослые, дети, игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему
В настоящее время не подвергается сомнению представление о детской игре как особом средстве передачи детям общественного опыта. Игра является средством, стихийно возникшим и затем специально культивируемым обществом. Принято выделять два основных типа игры: сюжетно-ролевая и игра с правилами (дидактические, т. е. обучающие, и подвижные). Во всех этих видах игр используется игровой материал.
Публикация «Консультация для родителей на тему: „Взрослые, дети, игра“» размещена в разделах
Игрушка с самого раннего детства предоставлена в самостоятельное пользование ребёнка. Когда ребёнок совершает какие-то действия с игрушкой, неискушённому наблюдателю может показаться, что он играет. Однако это не означает, что он играет : он совершает отдельные игровые действия вне сюжетного контекста, т. е. осуществляет лишь фрагменты целостной игровой деятельности.
В настоящее время нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению. Это связано, прежде всего, с тем, что группы в детских садах в основном одновозрастные, что приводит к отсутствию передачи сюжетов и правил игр от старших детей младшим. Семьи в большинстве своём малочисленны, старшие дети часто слишком заняты и организованы, а родители из-за занятости, неумения или непонимания значения игровой деятельности редко играют с детьми.
В такой ситуации, когда нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению, ослабляются игровые связи, начинают исчезать традиционные сюжеты и правила игр. Игрушка остаётся единственным средством для игры, но, к сожалению, она не способна заменить живое общение и познание взаимоотношений.
Сюжетно-ролевая игра - это особая деятельность детей, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к серьёзной, настоящей деятельности. В ней дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события. Воссоздание - оно осуществляется за счёт игровых действий, игровых ролей, игровой (предметной) ситуации - позволяет детям реализовать сюжетное событие, определяющее смысловой контекст игры.
Сюжетно-ролевая игра представляет собой особую форму деятельности детей, характеризующуюся условным, замещающим характером по отношению к реальной деятельности. В этом типе игры дети воссоздают окружающий их мир, роли, отношения и события. Воссоздание осуществляется через игровые действия, роли и игровую ситуацию, что позволяет детям разыграть сюжетное событие и создать смысловой контекст игры.
Сюжет может быть развернутым описанием событий, происходящих с персонажами, или свёрнутым описанием, лишь обозначающим тему игры и основных персонажей. Традиционные игры передаются детям через взаимодействие с близкими взрослыми, которые рассказывают им сюжетные тексты и демонстрируют действия по ходу рассказа. Постепенно ребёнок участвует в игре всё активнее, начиная с простых действий и постепенно переходя к самостоятельной игре под руководством взрослого.
Игра начинается с участия взрослого, а ребёнок преимущественно выступает в роли зрителя, повторяя отдельные простые действия. По мере того, как ребёнок развивает способы игровой деятельности, взрослый стимулирует его самостоятельную игру, постепенно отступая на второй план. Ребёнок вовлекается в мир игрушек и играющих детей, переходя от узкой семейной игровой традиции к более широким игровым традициям, задаваемым воспитателями детского сада, группой на дворе и т. д.
Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?
От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.
Сколько времени нужно уделять игре?
Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше.
Роль родителей в игре
Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.
Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:
1. Игра не должна строиться на принуждении.
2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.
Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.
Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.
Когда игра ребенка становится жестокой и герои превращаются в злодеев, вмешательство взрослых может быть разумным. Однако не обязательно сразу прекращать игру. Вместо этого, важно вспомнить, насколько хорошо были объяснены понятия добра и зла, хорошего и плохого. Может быть полезно повторить урок и предотвратить появление подобных игр в будущем. Кроме того, родителям следует внимательно рассмотреть образ "чудища", в которого превращается ребенок. Внешний облик может оказаться обманчивым, поэтому важно контролировать литературу и зрелища, с которыми ребенок взаимодействует.
Если ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, ему можно дать возможность выговориться. Возможно, за этим стоит скопившаяся агрессия, и ему нужен способ ее выражения. После этого можно попробовать заинтересовать ребенка новой, более конструктивной игрой. Помогая плохим героям превратиться в хороших, можно помочь ребенку понять различие между добром и злом и развить его эмпатию и социальные навыки.
Самые распространённые сюжетные игры
Самая древняя сюжетно-ролевая игра, вероятно, это игра в «семью». Обычно дети начинают играть в нее сами, и родителям требуется лишь контролировать игру и понять, как ребенок оценивает семейные отношения, обнаруживая возможные проблемы.
Через сюжетно-ролевую игру можно познакомить ребенка с различными профессиями, особенно если один из родителей является их представителем. Например, игра в шоферов, врачей, полицейских или учителей.
Такие игры могут проводиться даже в ограниченном пространстве, например, в автомобиле во время долгой поездки, когда родитель не за рулем. Для этого можно использовать только руки, создавая «человечков», которые будут преодолевать различные препятствия. Важным моментом здесь является физический и эмоциональный контакт между родителем и ребенком.
С помощью исторических игр, например, в рыцарей или принцесс, можно погрузить ребенка в другой мир и развить его интерес к историческому прошлому.
Строительство домика для ребенка, даже самого простого из подручных материалов, также имеет большое значение. Это место, где ребенок может уединиться, почувствовать себя защищенным и посвятиться своим фантазиям.
Кроме того, сюжетно-ролевые игры могут помочь ребенку преодолеть различные страхи. Например, игра «купаем куклу» может помочь ребенку преодолеть страх перед водой.