Василя Муратова
Консультация для родителей «Устное народное творчество в развитии речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Устное народное творчество- это история народа его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, дразнилки, сказки
сочинил народ.
Люди которые давным-давно впервые спели эти песенки, рассказывали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их словесное творчество не забывалось, не пропало. Оно бережно передавалось народам из уст в уста, от родителей к детям.
Публикация «Консультация для родителей „Устное народное творчество в развитии речи у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слов, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли. Поэтичны и красивы наши народные песни : задушевны и нежные колыбельные, которыми женщины убаюкивают своих детей.
Глубокого смысла полны пословицы и поговорки каждого народа. Недаром великий поэт А. С. Пушкин говорил о них: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!». Выдающиеся русские и советские педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, А. М. Леушина неоднакратно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания культуры речи детей. К. Д. Ушинский утверждал, что пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым красотам русского языка. Е. И. Тихеев, Е. А. Флерина также считали, что художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Загадки, пословицы, поговорки, писали они, образцы, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами в них много определений, олицетворений. Известно, что в основе умственного воспитания лежат знания об окружающей действительности. В устном народном творчестве башкирского народа много загадок на познание окружающей среды, явлений и предметов. Это убеждает нас в том, что предки придавали большое значение развитию умственных способностей. Отгадывание и придумывание загадок помогают усвоить звуковой и грамматический строй родной речи. Распространенным видом устного народного творчества являются считалки. Происхождение считалок относят к глубокой старине, они перешли к детям от взрослых вместе с игрой. Считалки- это придуманные для детей способ осуществления объективной справедливости. Поэтому они чаще используются при распределении ролей и установлении очереди для начала игры.
Пословицы и поговорки- особый вид устной поэзии, веками шлифовавшийся и впитывавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений, У всех народов пословицы и поговорки нацелены на налаживания добрых отношений между людьми. В них вековая мудрость народа : нравственная оценка поступков и деяний, поощрения добра и отрицания зла. Многие пословицы и поговорки, которые несут в себе смысл воспитания трудом. Пословицы и поговорки, прибаутки можно использовать по поводу трудового процесса. Когда дети начинают работать, важно поддерживать их,с самого начала настроить на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать свое отношение к такому положительному нравственному проявлению. Произведение народного творчества можно использовать при одевании, кормление, укладывание спать, в процессе игровой деятельности.
Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильные произношение, исправлять его в шутке, игре, в привычной им среде. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как в сказках, играх- драматизациях мы можем развить монологическую и диалогическую речь? Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющий для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей.
Сказка знакомит детей с различными моделями поведения, оказывают последствия положительных и отрицательных упреков воспитывают эстетический вкус и любовь к родной русской речи. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образами для подражания.
Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.
Народное творчество дает возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове. Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.
Литература:
«Дошкольная педагогика» №4 2008г. «Дошкольное воспитание» №9 1991г.
«Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников»- Гасанова P. X. «Радуга» хрестоматия для детского сада- Юлмухаметов М. Б., ЯгафароЕ Я. Ш.
«Русский детский фольклор»- Мельников М. Н. Башкирское народное творчество.