Александра Зинченко
Консультация для родителей на тему: «Режим дня ребенка с аутоподобными особенностями в поведении»
▼ Скачать + Заказать документы
Поддержание режима дня важно для всех детей, для ребенка же с аутоподобными особенностями в поведении создание особого режима всей жизни имеет первостепенное значение - это необходимое условие развития. Распорядок дня должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда хаос и фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастут в более целостную картину мира, а упорядоченная, предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Режим дня
- Режим дня. Консультации для педагогов
- Режим дня. Консультации для родителей
- Темочки
Оказывается, не может быть стандартного режима дня - временной распорядок жизни каждого ребенка индивидуален и по-разному эмоционально наполнен, при этом меняется с возрастом. В организации режим дня необходимо опираться на следующие составляющие:
Возраст ребенка. Например, в младенчестве ребенок много спит, а в дошкольном возрасте может долго играть и заниматься.
Биологические ритмы ребенка, которые проявляются прежде всего в особенностях чередования периодов сна и бодрствования: ребенок может спать мало - или нуждаться в продолжительном времени для сна. Эти особенности обусловлены типом высшей нервной деятельности ребенка, который не поддается изменению.
Традиции семьи: как в ней принято начинать день, питаться (в некоторых семьях "хватают на лету", в других еда - целый ритуал, проводить вместе время. Обычно взрослые приносят традиции и сам стиль отношений в собственную семью из родительской. Сюда же можно отнести и передаваемые из поколения в поколение игры, стишки, шутки, колыбельные и сказки.
Возможности семьи: например, может ли кто-либо из взрослых постоянно находиться рядом с ребенком в течение дня.
Таким образом, режим дня ребенка складывается исходя из его индивидуальных физиологических особенностей, а также особенностей внутрисемейных отношений, т. е. здесь сочетаются физиологические и социальные аспекты. При этом режим дня ребенка не статичен, а меняется по мере его развития и постепенного взросления.
Режим дня ребенка обычно складывается естественным путем. Но для «особого ребенка» требуется специальная работа по организации режима : ведь он может не выражать активно свои физиологические потребности. Кроме того, не происходит спонтанного усвоения социального смысла происходящего, ребенок не понимает, почему повторяются те или иные действия. Его поведение в быту - часто лишь пассивное подчинение предложениям и требованиям взрослого.
Рекомендации по организации режима дня.
1. Эмоциональный комментарий всего, что происходит в течение дня. Постоянно объясняйте ребенку, что происходит, заражая его при этом своим восприятием, - сейчас вы "окошко", через которое ребенок выглядывает в окружающий мир. Комментарий при этом, как правило, не содержит ничего особенного - самые простые обычные слова, движения и действия лучше всего передадут ваши чувства. Оставайтесь естественными. При этом не забывайте: все, что для вас само собой разумеется, для «особого ребенка» трудно и требует специальной работы. Выполнение этой рекомендации поможет ребенку осмыслить происходящее, понять, почему все происходит так, а не иначе. Это позволяет избежать механического повторения действий, а также помогает ребенку чувствовать себя более комфортно в рамках повседневной жизни.
2. Воспитание самостоятельности требует специальной работы по запоминанию последовательности событий, которые происходят на протяжении дня, а также порядка действий в той или иной ситуации. Самостоятельность предполагает осознание происходящего, поэтому предлагайте ребенку вспомнить, что уже сделано, что надо делать дальше. Накрывая, к примеру, на стол, сначала вспомните и повторите вместе с ребенком порядок необходимых при этом действий.
3. Старайтесь, чтобы проживание событий дня, выполнение необходимых действий приносило удовольствие. Для этого во время купания поиграйте с ребенком в "фонтан", "брызги", а укладывая ребенка спать, спойте ему песенку, прочитайте книгу, поговорите о прошедшем дне. Никто лучше близких ребенка не знает, что доставляет ему удовольствие.
4. Предлагайте ребенку вещественные ориентиры, символические обозначения того или иного события, помогающие ребенку быстрее переключаться: так, перед едой можно звонить в колокольчик, созывая всех членов семьи на кухню; перед купанием достаньте специальную плавающую игрушку и т. п.
5. Вводите новые детали в привычные действия, отступайте иногда от привычного режима. Например, вместо обеда дома отправьтесь в ближайшее кафе. При этом не забудьте обсудить такой план заранее.
Материал подготовила учитель-дефектолог Зинченко А. А.