Наталья Никитина
Консультация для родителей «Развитие речи у детей с 1,6–2 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс развития речи начинается с первых дней жизни. Оказывается, именно речь взрослого человека является стартовым механизмом детского любопытства. Чтобы ребенок заинтересовался предметом, увидел его, захотел узнать его, необходимо, чтобы взрослый обратил на него внимание ребенка. Это и есть процесс изучения мира через общение. Поэтому с рождения разговаривайте с ребенком, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребенком - это стимулирует развитие речи у ребенка и формирует словарный запас, которым он начнет удивлять через несколько месяцев. Не пеленайте и не кормите ребенка молча. Постоянно говорите: «Теперь мы с тобой оденемся и пойдем гулять». Называйте предметы, улыбаясь - формируйте положительные эмоции и поощряйте активность в познании мира. Общайтесь с ребенком как можно больше и с разными интонациями.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи у детей с 1,6–2 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
В то же время, откажитесь от манеры ругаться и искажать слова. Все эти «нас малыс» и «смотли, какая биби» oказывают разрушительное влияние на формирование правильной речи - ребенок привыкает к неправильному звуку и последовательности букв, и впоследствии у него будут трудности с правильным произношением слов. Называйте каждое слово правильно. Пусть вас умиляет, как ребенок называет автомобиль «Бибика», а вы сами говорите «машина».
С детьми до года можно играть со звуковыми игрушками. Спрячьте его за спиной или за любым предметом и издавайте звук. Ребенок начнет искать игрушку - это формирует слуховую активность и концентрацию.
Обратите внимание, что развитие речи у ребенка происходит при живом общении. Трансляции по телевидению и радио не стимулируют развитие речи, поэтому общение со взрослыми не стоит заменять.
Дети от года до двух начинают активно говорить. Говорите с ребенком, играйте, правильно произносите слова сами, но пока не требуйте этого от ребенка! Назовите все, что вы видите вокруг для прогулки, прокомментируйте свои действия.
На втором году жизни возрастает интерес ребенка ко всему, что его окружает: он хочет видеть все, знать, подбирать. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обращаться за помощью к взрослому. Однако ребенку уже не хватает доступных средств общения (жесты, выражения лица, отдельные слова, чтобы удовлетворить его возросшую потребность в общении. Возникает противоречие, которое разрешается появлением новой формы общения - активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии обычно происходит в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.
Через два года вы уже можете начать играть с ребенком в дидактические игры, стимулирующие развитие детской речи. Например, вы уже можете попытаться выбрать слова, которые имеют противоположное значение: «длинный - короткий», рассмотрите рисунки и попросите ребенка рассказать, что здесь написано, попросите его придумать историю o тех, кто нарисован вна Картине. Пoсле прогулки спросите ребенка - попробуйте рассказать ему, что он видел, где он был, что он делал. Это фoрмирует память и связную речь, учит внимательности.
Переход к самостоятельной речи является важным этапом во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, этo переход от младенчества к раннему возрасту.
Вторая половина втoрого года жизни характеризуется интенсивным развитием словарного запаса ребенка (от 1 года до 8 месяцев достигает 100 слов, к 2 годам - более 300 слов).
Характеристика речевой активности детей 2-го года жизни
В возрасте 12–14 месяцев первые слова, появляющиеся из болтовни, пoявляются у детей : «мама», «тетя», «папа», «няня», «ляля» и т. д. В течение второго года, если родители разговаривают с ребенок, с каждым днем его активная речь расширяется, он говорит все больше и больше слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двухлетнему возрасту речь ребенка может быть полной.
Временами дети начинают говорить (произносить первые слова) не в 14 месяцев, а гораздо позже - в два или даже три года. Этo отставание может быть вызвано различными причинами. Возможно, мало внимания уделяется с точки зрения общения с ребенком, или взрослые пытаются предугадать любой запрос малыша, и ему не нужно стремиться выразить их словами. Среди причин могут быть медицинские показания, желательно проконсультироваться со специалистом (психолог, врач - логопед).
Маленькому ребенку нелегко овладеть речью: он также плохо воспринимает взрослую речь и недостаточно хорошо знает свой речевой аппарат. Нельзя мешать правильному развитию речи ребенка, подражая ему в неправильном произношении слов. Чтобы речь ребенка развивалась нормально, взрослые должны произносить слова нормально, правильно. Ребенок, приняв хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным произношением.
Советы для родителей :
1. Если вы играете с ребенком, постарайтесь вовлечь его в активные действия и вместе произнесите все манипуляции. Пусть малыш не сидит, пассивно наблюдает, а двигает, переставляет предметы, фантазирует. Во время игры было бы неплохо стимулировать эмоции. Если вы «лечите» медведя, то он может «плакать», если зайчик «плохо себя ведет», вам нужно «строго» с ним поговорить.
2. Игра «Гости пришли» очень хороша, когда игрушки приходят в гости. Всех нужно кормить по-своему, обеспечивать всем необходимым. Ну, а вы спросите ребенка, кому что нужно, кто что ест, кто где спит, кто что делает.
3. Дети очень любят игры, связанные с поиском скрытого. Задача не только найти, но и сказать, где это было. Вообще очень полезно интересоваться теми, кто чем занимается, а не просто где и что и где.
4. Больше глаголов, хороших и разных. Несмотря на то, что слова (существительные) все еще преобладают в детском словаре, там уже должны присутствовать почти все части речи, а уж глаголам просто необходимо там быть.
5. Не требуйте обобщений от ребенка в этом возрасте. Ребенок хорошо знает, что такое чашка, тарелка, миска, использует эти слова, но для слова «посуда» еще не пришло время. Кроме того, не имеет значения, называют ли кепка или панама, шляпа.
Какой бы ни была речь ребенка, слушайте ее внимательно и не нервничайте, а скорее старайтесь больше гулять с ребенком. И уберите выражение раздражения, недовольства или неловкости с вашего лица, когда вы слушаете ребенка. Имейте в виду, что у многих детей в этом возрасте есть повторения.