Татьяна
Консультация для родителей «Приобщение ребенка к труду»
▼ Скачать + Заказать документы
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья –
дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо
начинать воспитывать уже в раннем возрасте. Подчеркивая роль трудового воспитания, К. Д Ушинский писал : «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный,и богач».
Публикация «Консультация для родителей „Приобщение ребенка к труду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В семье дети постоянно видят, что делают родители : готовят еду, убирают квартиру, шьют, стирают белье и т. д. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать работу пояснениями. Это привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
Основной задачей семьи в области трудового воспитания является –
организация деятельности ребенка, чтобы она оказала на него
максимальное воспитательное воздействие.
Важно помнить, что давая ребенку те или иные поручения, необходимо учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны для ребенка, то он выполняет их с интересом. Поручения, должны быть в привлекательной для ребенка форме.
По содержанию детский труд можно разделить на несколько видов:
- хозяйственно-бытовой труд : самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовление пищи;
- труд «в природе» : выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными;
- ручной труд (с элементами конструирования) : изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.
Основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей :
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к общественно
полезному труду;
- постепенное расширение круга обязанностей, их усложнение;
- постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения
порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при
распределении трудовых поручений;
- поощрение прилежного выполнения поручений, проявления
самостоятельности и инициативы;
В некоторых семьях бытует ошибочное мнение, что детей
нужно оберегать от труда. Родители часто ссылаются на собственную
тяжелую работу, стремясь облегчить жизнь ребенка, огораживая его от
сравнительно неприятных и тяжелых трудовых обязанностей. Эта установка взрослых отрицательно влияет на ребенка. Кроме того, некоторые родители полагают, что домашний труд является уделом женщины, приучают к нему только девочек. И вследствие этого мальчики стыдятся выполнять «женскую» работу. Родители должны знать, что и девочек, и мальчиков нужно приучать ко всем видам домашней работы наравне. Учитывая, разумеется, их возможности и возраст. Пример отца сильно влияет на приучение мальчиков к домашним работам. Когда отец во всем помогает матери, деля обязанности поровну, сын будет равняться на него.
Дети, освобожденные от домашних обязанностей, вырастают
неумелыми, к тому же, относящимися к чужому труду неуважительно.
Постепенное приучение детей к домашним обязанностям вырабатывает
у них нужные навыки и умения. Такой труд становится для них
необременительным, появляется желание доводить до конца
начатое дело. Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны
взрослых. Любой труд должен быть поощрен : поблагодарите ребенка,
похвалите, оцените его старания.
Дошкольника обычно не интересует конечный результат труда — его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться.
Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни носок, поправь платье, подай кофточку, возьми платочек. Чтобы закреплять навыки самообслуживания, удобно использовать игрушку: например, куклу одеть, раздеть, покормить, уложить спать.
Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения. На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.
К пяти годам появляется способность к волевым усилиям и относительно сложным действиям. У ребенка этого возраста надо закреплять умение не только самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи; он должен учиться убирать свою постель — поправлять простыню, покрывать постель одеялом, класть сверху подушку.
Подведем итог:
• Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
• Будьте последовательны в своих требованиях.
• Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
• Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
• Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности.
• Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
Приучение ребенка к труду полезно не только родителям, оно необходимо для становления личности. Только труд помогает воспитать ребенка ответственным и успешным человеком.
Литература:
1. «Воспитание дошкольника в труде». Под редакцией В. Г. Нечаевой.
2. Буре Р. С. «Воспитание в труде»
3. Киселева Г. М. «Трудовые поручения и их роль в воспитании
положительного отношения к труду у детей старшего возраста».
4. К. Д. Ушинский «Труд в его психическом и воспитательном значении».