Ерлыгина Ирина
Консультация для родителей на тему «Обогащение активного словаря у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Консультация для родителей на тему
«Обогащение активного словаря у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Ерлыгина Ирина Вячеславовна
Губаха, 2020
Цель: формирование представлений у родителей об обогащении активного словаря детей.
Задачи:
- создать атмосферу взаимопонимания между родителями и педагогом
- познакомить родителей с методами и приёмами по обогащению активного словаря детей в семье.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Обогащение активного словаря у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- заинтересовать родителей данной проблемой
Образовательная область: речевое развитие
Возраст : 3-4 года
Проблема речевого развития и воспитания дошкольников в сфере новых требований в системе дошкольного образования достаточно актуальна на сегодняшний день. Одним из направлений ФГОС ДО в дошкольном учреждении является речевое развитие, включающее в себя ориентированность на овладение детьми речью как обогащение активного словаря детей.
В 3-4 года у ребенка происходит обогащение словарного запаса, речевые цепи удлиняются и усложняются. Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его словарь.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представление ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Игры для обогащения словарного запаса :
1. Игра «Сравни медвежат»
Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.
Ход: взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой – коричневый и маленький.
- Назови, кто это и чем они отличаются? (Один медведь большой, он черный.)
- Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)
- Как можно назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)
Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих предметы ближайшего окружения, части предметов, действия с ними. Существенной особенностью речи детей этого возраста является искажение звуковой и морфологической структуры слов-наименований : вместо раковина произносят «ракушка», «ракавина»; вместо мыльница - «мыльная», «мыльник». У детей часто отсутствуют правильные наименования предметов. Ребенок заменяет их другими: вместо полка (в шкафу) - «вешалка», «доска», «наверху ящик», «для одежды стол», «одежду сюда класть»; «присваивает» имя предмету: вместо бретели - «полоски», «лента», вместо вешалка - «гвоздик», вместо носик у чайника - «краник». Характерное явление - наличие лепетных слов («би-би», «бай-бай»). В связи с небольшим активным словарем ребенок старается выразить свои желания мимикой, жестами и телодвижениями. Иногда дети выражают свои желания одним словом. Так, в слове платье выражается просьба надеть платье, в слове ложка - просьба дайте ложку.
2. Игра «Назови одним словом»
Цель: закрепить представление об обобщающих словах.
Ход: взрослый спрашивает: вспомни, на чем спят куклы? (На кроватях.) Куда кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.)
- Я начну говорить, а ты продолжай: кровать, шкаф … (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у нас дома?
- Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжайте: платье, брюки … (юбки, кофты, рубашки). Как эти вещи называются? (Одежда.) Какая одежда надета на тебе?
- Куклы сели за стол. А на столе стоят … (тарелки, чашки, блюдца). Лежат … (ложки, вилки). Это … (посуда). Из какой посуды ты ешь суп и кашу? (Из глубокой тарелки суп, из мелкой кашу.)
- Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Какие игрушки ты знаешь и любишь?
В словарной работе с малышами огромное значение имеет наглядность. Она всегда активизирует речь детей, побуждает к речевым высказываниям. Поэтому широко используется непосредственное наблюдение предметов и явлений, а также изобразительная наглядность - игрушки и картины.
3. «Игра – инсценировка с игрушками»
Цель: учить разыгрывать инсценировки по содержанию хорошо знакомых произведений.
Ход: сначала взрослый читает сказку, затем идет совместный пересказ, а потом проводится инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке «Козлятки и волк» в обработке К. Д. Ушинского в избушку приходит не волк, а … заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу между героями сказки.
Закрепление и активизация словаря происходит в процессе рассматривания картин. Используются настенные предметные и сюжетные картины. Предметные картины служат для уточнения названий предметов, признаков (петух, петушок, большой, красивый, у него гребешок, бородка, клюв, ноги, хвост; курица, наседка, цыплята). Сюжетные картины служат для активизации словаря («Наша Таня», «Мы играем»). Можно использовать серии картинок и фотографий, связанных одной темой.
4. Игра «Какая кукла»
Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Ход: взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать всем о том, какая она красивая.
- Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню.
Взрослый начинает: «Наша Таня … (самая красивая). У нее … (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)»
В обогащении словаря малышей очень велика роль художественной литературы. Для введения эмоциональной лексики особенно ценны сказки, стихи, потешки, прибаутки. Произведения художественной литературы используются и на прогулке, и в повседневном общении.
Предлагаемые упражнения являются не только эффективным материалом и средством развития и обогащения речи ребенка, но и способствуют совершенствованию качества мыслительных операций и мышления в целом, помогают детям прикоснуться в процессе работы к духовным ценностям нашей великой культуре.
Список литературы
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2011. – 400 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М. : Издательство АСТ, 2008.- 352 с.
3. Курдякова С. В. Развиваем речь: как слышать и понимать слова, учимся рассказывать, игры со словами – М. : Эксмо, 2010. – 64 с.
4. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ. Сфера, 2012. – 56 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – URL : https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/ 2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf. Дата обращения: 20.12.2014.