Татьяна Наумова
Консультация для родителей «Народные промыслы и ремесла»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему «Народные промыслы и ремесла»
Подготовила: Наумова Т. Ю.
Цель: рассказать о важности знакомства детей с бытом и традициями русского народа для нравственного и патриотического воспитании дошкольников как полноправных граждан России.
Публикация «Консультация для родителей „Народные промыслы и ремесла“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В наше время происходит переосмысление культурного, духовно-нравственного самосознания народа, это время политических, социальных перемен. И сейчас очень остро встал вопрос о патриотическом воспитании детей. К сожалению, были утеряны многие ценности по воспитанию любви и уважения к своей Родине. Народные игры, забавы и игрушки были заменены компьютерными играми, с экранов телевизоров исчезли добрые, веселые мультфильмы.
Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Наша задача – пробудить творческую активность детей, развивать воображение, фантазию, желание включиться в творческую деятельность. Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей
Процесс познания и усвоения начинается с дошкольного возраста и впитывает культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след.
Главными задачами в ознакомлении детей с народным декоративно – прикладным искусством являются:
- Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к русскому народному декоративно – прикладному искусству, понимание его особенностей.
- Формирование умений различать стили наиболее известных видов декоративной росписи (хохломской, городецкой, жостовской). Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
-Умение составлять выразительные узоры на бумаге, объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
- Воспитание созидательной активности, эстетических чувств и художественного вкуса.
-Формирование художественных и интеллектуальных способностей.
У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. В дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи, богородской и филимоновской игрушке.
Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов. Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов.
Богородская резная деревянная игрушка – один из редких видов русского народного искусства. Центром его является деревня Богородское, расположенная недалеко от Сергиев-Посада. Этот промысел известен с XVII в. Это и фигурки животных и птиц, и всевозможная игрушка с движением. Для изготовления этой игрушки используется в основном липа, мягкая и легкая в обработке.
Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за рубежом.
Все знают и любят дымковскую игрушку. Яркие игрушки привлекают внимание и поднимают настроение. Дети всегда с удовольствием рассматривают лошадок, козликов, петушков.
О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.
Русские кружева ручного плетения известны в истории наших народных художественных промыслов с конца XVIII века. Ручное кружевоплетение возникло и сформировалось сразу как народный промысел, не проходя стадии домашнего ремесла. Западноевропейское кружево стало проникать в Россию во второй половине XVII - начала XVIII вв. ; оно служило отделкой одежды дворян и помещиков. С распространением моды на кружева и кружевные отделки многие дворяне заводят у себя крепостные мастерские по кружевоплетению Ранние кружева, относящиеся к XVIII - первой половине XIX вв., нередко выполнялись из золотых и серебряных ниток с добавлением жемчуга.
Кружева ручного плетения выполняются при помощи коклюшек-бобинок, выточенных из дерева. Перед кружевницей находится плотно набитый валик - подушка. На подушке закрепляется рисунок будущего кружева, нанесенного на плотную бумагу. На рисунке-сколке точками обозначаются места пересечения и переплетения нитей. В руках у кружевницы от 6 до 12 пар коклюшек с льняной хлопчатобумажной или шелковой нитью.
Особую ценность представляет крестьянская вышивка, где она была связана с творчеством жителей сельской местности. Именно в этой вышивке сформировались художественно-стилистические особенности, не утратившие ценность и в наши дни.
Много интересного и полезного родители почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села Богородское.
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребенка главное – чтобы ребенок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны взрослых (воспитателей и родителей, научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит, будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной.