Елена Брунова
Консультация для родителей «Мы такие одинаковые, такие разные»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему :
«Мы такие одинаковые, такие разные»
Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активны, но медлительны. От чего зависят эти и другие индивидуальные особенности детей?
Темочки:
Многое решает воспитание. Ребёнок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно под влиянием условий жизни и воспитания.
Но немало случаев, когда дети растут и воспитываются в относительно одинаковых условиях, а ведут себя по-разному. Это объясняется тем, что с самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, что отражается на поведении ребёнка. Даже в одной семье могут быть дети с разными типами нервной деятельности. Поэтому было бы неправильно полностью переносить опыт воспитания одного ребёнка на другого, так как это не привело бы к желаемым результатам.
Например, так называемые «уравновешенные дети» чаще всего настроены бодро, редко плачут, быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции – радость, удовольствие. Такой ребёнок легко вступает в контакты с новыми людьми, общителен. Однако, если родители, добиваясь послушания или просто, желая например, ускорить, процесс одевания, будут раздражаться, запугивать малыша, он может стать боязливым, замкнутым, плаксивым. Особенности нервной системы этих детей благоприятны в равной мере для развития интереса, как к подвижным, так и к спокойным играм и занятиям.
Родителям немало беспокойства доставляют «неуравновешенные дети». У этих ребятишек процессы возбуждения сильнее, чем процессы торможения. Таких детей за их живость метко называют «шустриками». Важно неугомонного «шустрика» приобщать к спокойным занятиям, доступным его возрасту: действиям с разборными игрушками, с конструктором «Лего», складыванию пазлов и т. п., развивая таким образом усидчивость, желание и умение довести начатое дело до конца. Однако родители не должны навязывать ребёнку занятие вопреки его желанию. Это может вызвать лишь негативную реакцию. Нужно пробудить интерес к занятию, которое они считают полезным для него.
У таких детей обычно легко формируется общительность. Они быстро вступают в контакт с незнакомыми детьми, но нередко из-за своей несдержанности становятся и зачинщиками конфликтов: отнимают игрушки, толкают детей, торопясь к своей цели и т. д. Воспитывая таких маленьких непосед, надо свои усилия направить на развитие у них выдержки, интереса к занятиям, требующим усидчивости, положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми.
Но есть и другие дети, которых с юмором называют «мямликами». Нервные процессы этих детей характеризуются преобладанием процесса торможения. Они медлительны, невозмутимы. Благодаря своему ровному, спокойному поведению обычно не доставляют хлопот окружающим. Им явно не хватает активности. Заметив это, родители должны почаще привлекать малыша к разнообразной деятельности : к играм, требующим движения, проявления сноровки, ловкости, быстроты реакций (побежать по сигналу, догнать и т. п.). Не следует сердиться на него за нерасторопность. Это делу не поможет, а лишь огорчит ребёнка.
Малыша подбодрит похвала взрослых, одобрение пусть самых малых его успехов. Медлительные дети могут расти малоинициативными, необщительными, если родители вовремя не примут меры. Полезно, скажем, подвести ребёнка к играющим в песочнице детям, побудить принять участие в играх, хотя бы на первых порах поиграть рядом.
Возможно, некоторые родители не стараются преодолеть инертность сына или дочери, ведь такие дети не доставляют много хлопот.
Но в будущем нерасторопность в играх такого ребёнка сделает его предметом насмешек сверстников, медлительность будет мешать ему успешно трудиться.
Особого подхода требуют дети, тип нервной системы которых условно называют слабым. Это дети очень чувствительные ко всему происходящему вокруг. Они чутко реагируют на настроения окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Дети этого типа медленнее овладевают движениями, чем «шустрые» и «уравновешенные», они быстро утомляются. Эти дети более остро, чем другие реагируют на всё новое: могут испугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества других детей. Всё это родители должны принимать во внимание и оберегать ребёнка, но не опекать излишне.
Подрастая, такой ребё нок может чувствовать себя неуютно в обществе сверстников: кто-то толкнул или отнял игрушку. Он огорчается, старается уединиться. Задача родителей – помочь ему войти в общество сверстников.
Знания «сильных» и «слабых» сторон ребёнка, обусловленных типологическими особенностями нервной системы, помогает взрослым, не насилуя его природу, не доводя до огорчений и конфликтов, воспитывать необходимые качества.