Марина Николаевна Комарова
Консультация для родителей «Как воспитать в ребёнке доброту»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала: данный материал будет полезен воспитателям, для проведения консультаций с родителями
Цель: обогащение знаний родителей по воспитанию в ребенке таких качеств, как доброта, отзывчивость.
Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т. е. учить сопереживать. (В. А. Сухомлинский.)
Что такое доброта?
Согласно «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова, доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Она тесно связана с массой других положительных качеств, таких, к примеру, как доброжелательность, сочувствие, терпение, забота.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Согласитесь, именно с подобным набором хотелось бы видеть брачного спутника, друга, партнёра. Значит, если мы воспитываем в детях доброту, помогаем им стать востребованными людьми. Но с чего начать?
Самое главное – это как же воспитать доброту в малыше? Очень трудно приводить ему какие – либо доводы и доказательства, не опираясь на его личный опыт, не узнав его мнения на этот счет.
В достаточно раннем возрасте, впервые ребенок узнает о том, что есть добро и есть зло на страницах сказок, в добрых фильмах и мультфильмах, Он уже начинает понимать, что добрые поступки всегда вознаграждаются, а зло обязательно будет наказано. Именно так дети учатся быть друг к другу добрее, снисходительнее, помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Сказки способны привить отзывчивость, любовь к прекрасному. Трудно переоценить значение сказок для воспитания ребенка. При помощи сказки, ярких сюжетов, ребенку гораздо проще усвоить жизненные ценности.
С младшего дошкольного возраста детей, прежде всего, надо приучать
делиться игрушками с друзьями. Находясь в детском социуме, малыш не может быть замкнутым в своем «маленьком мире», он общается со сверстниками и поделится своей любимой игрушкой– эта первая ступень к доброте: поделишься ты, поделятся и с тобой. Очень многому в этом плане могут научить персонажи детской художественной литературы, произведений
фольклора – малыши с удовольствием вживаются в их сюжеты. В воспитании доброты огромная роль принадлежит семье. Ведь как говорят, человек начинается с детства. Ребенок как подсолнух: он поворачивается ко всему доброму, светлому. И это добро обязательно должно исходить от родителей. Если ребенок чувствует во взрослом доброго, ласкового, справедливого человека, он и сам будет таким же. Он увидит своими глазами и поймет, где добро, а где зло. Делайте чаще добро сами, не причиняйте вред и боль другим людям. Вы увидите, как изменятся отношения с окружающими. Эти отношения станут теплыми, светлыми, радостными. Вам самим будет гораздо спокойнее. Вы - пример для подражания, и еще в раннем возрасте ребенок «копирует» все Ваши дела и поступки. Относитесь к самому ребенку с теплом и заботой, дарите им минуты радости и счастья. Именно на Ваших примерах воспитываются наши дети, они как губка впитывают и ваше мнение, и ваше поведение и ваше отношение к доброте.
Взаимоотношения ребенка и родителя строятся в эмоционально-нравственном плане, ребенок живет в ожидании доброго слова и с удовольствием творит добро в ответ. Когда ребенок проявляет свои лучшие душевные качества взрослые должны отнестись к нему с пристальным вниманием, избегая безразличия и резких слов. Однако перебарщивать с лаской тоже не стоит, постоянное сюсюканье и вседозволенность делает ребенка капризным, а самое главное, он перестает понимать ценность
доброты. Доброта в сочетании с благоразумной требовательностью способствует осознанию ребенком важности хорошего отношения.
Иногда маленьким детям приписывают природный эгоизм или агрессивность, родители пытаются искоренить такое поведение ребенка наказаниями, нотациями и т. п. Но дело в том, что в этом возрасте ребенок еще не усвоил, что его товарищи такие же люди, как и он, и часто относится к ним, как, например, к игрушкам. Ребенок, завладевший привлекательным предметом, становится для сверстников всего лишь препятствием, которое надо преодолеть, применив силу. Что в этом случае делать взрослому? Можно остановить малыша, образумить, напомнить о переживаниях обиженного. Можно в разгар конфликта повысить голос и осудить обидчика, не скрывая огорчения его поведением. Но гораздо полезнее побеседовать с ребенком после того как он успокоится и сможет вас разумно выслушать. Лучше всего отыскать те – вполне хорошие – намерения, которые были у ребенка, и убедить, что он просто не учел, каково его товарищу, а ведь интересы других – это самое главное, о чем забывать нельзя никогда. Поощрять стремление ребенка к доброте – задача родителей.
Приучайте ребенка самого заботиться о других: о бабушках и дедушках, о младших сестренках и братишках, о домашних питомцах, о растениях, которые ребенок может вырастить сам. Учите его помогать и защищать слабых, делиться чем-либо, учите слушать и понимать других. Быть внимательным к людям, которые нас окружают - это и есть проявление доброты. Любовь к природе и живым существам так же развивает в ребенке самые хорошие качества: доброту, отзывчивость, щедрость. С этой точки зрения важно приобщать ребенка к выращиванию растений (дома и за городом, прогулкам на природе, уходу за братьями нашими меньшими. Покажите своему ребенку, как Вы относитесь ко всему живому, к природе.
Ведь мы сами – часть этой природы. И все мы прекрасно понимаем, что ее надо беречь. Тем не менее, не всегда поступаем так по отношению к ней. По нашей вине происходят многие пожары, гибнут растения и животные. И дети тоже это видят. Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли.
И самое главное – воспитать доброту можно только добром. Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.
Родители призваны формировать и бережно сохранять в семье обстановку тепла, заботы, сострадания и поддержки. Именно они становятся первыми наставниками ребенка, помогая ему осваивать моральные нормы и накапливать жизненный опыт. То, что закладывается в семье, оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Основным инструментом воспитания служит личный пример родителей, их поведение и отношение к окружающим. Через свои поступки и слова они передают ценности, которые ребенок усваивает и переносит в свою взрослую жизнь. Таким образом, семья становится фундаментом, на котором строится личность и ее нравственные ориентиры.
Воспитание детей основано на образе жизни родителей, оно проявляется постоянно, независимо от того, обсуждаются ли в семье вопросы морали и правил поведения. Это подчеркивает, насколько важна ваша роль, дорогие родители, в этом сложном, но благородном процессе – формировании личности ребенка. Важно помнить, что дети, как зеркало, копируют поступки
и привычки своих мам и пап. Работайте над своим духовным ростом, и ваш ребенок будет развиваться вместе с вами, следуя вашему примеру.
Спасибо за внимание!