Владимирова Оксана
Консультация для родителей «Как преодолеть капризы»
▼ Скачать + Заказать документы
Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда только на капризы, а бывает на то и на другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребенка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в разных формах в 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте – около 5 лет. Капризность обычно развивается начиная с 4 лет и во многом определяет поведение ребенка в среднем и даже старшем дошкольном возрасте.
Публикация «Консультация для родителей „Как преодолеть капризы“» размещена в разделах
И упрямство и капризы – две стороны одного и того же нарушения – проявления трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах.
Как показали многочисленные исследования, на упрямство детей жалуются главным образом те родители, которые всегда требуют от своих детей немедленного и безоговорочного повиновения. При этом малейшее промедление в выполнении требования или неудача ребенка, а уж тем более его отказ подчиниться они склонны рассматривать как некую злонамерность, протест и считают своим долгом это упрямство сломить, перебороть. Такие родители относятся к упрямству малыша очень эмоционально, волнуются, приходят в ярость, но не делают никаких попыток разумно разобраться в возникшей ситуации и разрешить конфликт приемлемыми для обоих сторон путем.
Если родители в своих требованиях всегда строги, педантичны, да еще обладают властным характером, то детей они всегда или почти всегда считают упрямыми. При этом обычно равнодушны к внутреннему миру собственного ребенка, к его чувствам и переживаниям, эмоционально далеки то енго. Просьбы детей их раздражают, а причины того или иного желания ребенка, мотивы его действий они часто и не стараются понять.
Кстати, жалобы родителей на неаккуратность ребенка занимают второе место после жалоб на капризы за столом, упрямство в связи с кормлением. Добиваться от малыша того, что ему еще не под силу, к чему он еще не вполне готов, это значит «нарываться» на грубости, упрямство. Вместо этого целесообразно постепенно, ненавязчиво, но настойчиво приучать его к опрятности, а не возмущаться постоянно тем, что не все еще у него получается.
Одной из распространенной ошибки воспитания, ведущих к появлению упрямства, бывает именно повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений. Как правило, родители, жалующие на то что малыш «нарочно устраивает в комнате беспорядок», «специально раскидывает игрушки», «назло маме пачкается», сами очень аккуратны, и не только не могут, но даже и не пытаются понять своего ребенка. Они всерьез полагают, что неопрятность, которая их так раздражает – следствие злого умысла со стороны маленького эгоиста. Таким образом, специфика личности родителей, их нежелание учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, изменяя требовательность и малая эмоциональная близость являются наиболее частой и основной причиной детского упрямства и возникновения конфликтов в семье. В случае когда органическая предрасположенность ребенка к тем, или иным отклонениям в поведении сочетается со своеобразным типом воспитания в семье и усугубляется неправильная реакция родителей на попытки малыша проявить самостоятельность, может возникнуть тяжелая, болезненная форма упрямства.
Невротические реакции такого рода могут выражаться в перевозбуждении ребенка, растущем беспокойстве, неустойчивости внимания, неспособности контролировать свои действия. Такие дети не выносят ожидания, всегда требуют немедленного выполнения своих желаний, кричат, топают ногами, плачут. У более спокойных их них невротическая форма упрямства проявляется противоположным образом: они очень заторможены, замедленны, реагируют на замечания с большим опозданием, они все время очень раздражают родителей. Уважение к собственному ребенку, признания его как личности – единственный верный путь к нормализации отношений между родителями и ребенком.
Изменится позиция взрослого – изменится и поведение ребенка.