Явкина Надежда
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание, как основа гармоничного развития личности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – яркая, непревзойдённо благодатная пора, когда под влиянием окружающего мира ребёнок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни. Успех становления зависит от того, насколько компетентно и органично с самых ранних лет маленькому человеку будут привиты идеалы нравственности и духовности. В педагогике духовно – нравственное воспитание всегда занимало достойное место. Детям прививались нравственные нормы поведения, основанные на вере, чистоте помыслов и дел. И совершенно не случайно в настоящее время возрождению духовности, формированию у подрастающего поколения лучших качеств личности придаётся ведущее значение. Родившийся ребёнок – как чистый лист бумаги: что на нём напишешь, то и останется в памяти. И здесь перед нами, современными педагогами, предстаё т задача: воспитать ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным, сострадательным, верящим в добро, готового всегда придти на помощь нуждающимся. Мир для новой жизни выступает как среда, в которой развиваются специфические человеческие чувства. Ребёнок учится понимать такие понятия, как «добро», «зло», «хорошо», «плохо» и т. д. И от того как организован процесс усвоения этих понятий зависит каким личностным развитием будет обладать уже взрослый человек, какой личностью он станет. Так что же такое духовно – нравственное воспитание? Духовно – нравственное воспитание – это процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, организованного воздействия на духовно – нравственную сферу личности ребёнка с целью её оптимального развития. Для детей дошкольного возраста в процессе духовно – нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье: отец, мать, сестры, братья и т. д. ; прививаются навыки доброжелательного отношения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далёком окружении (дом, улица, село или город и т. д.) Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач. Реализация обучающих задач обеспечивает развитие сознания, механизмов целостного познания окружающего мира, освоение представлений и категорий, формирование умений и навыков деятельности. Обучающие задачи связаны с механизмом целостного познания мира и направлены на развитие нравственного сознания. Это и развитие социокультурной сферы личности ребёнка при освоении социальных навыков; развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка; Реализация воспитательных задач обеспечивает формирование личности ребёнка, его нравственных чувств и качеств, обеспечивающих нравственные отношения и поведения. Воспитательные задачи обеспечивают развитие у ребёнка чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к природе. Развивающие задачи связаны с формирование внутреннего мира и направлены на развитие нравственной позиции. Результатом обучения и развития ребёнка является обученность, а воспитания – воспитанность. Обученность ребёнка – это уровень овладения знаниями, умениями и навыками, степень их освоенности и применяемости. Воспитанность – уровень личностного развития, лежащего в основах отношения к миру, к своему месту в нём, к людям. Важнейшая категория духовно – нравственного воспитания – это его содержание. Под содержанием духовно – нравственного воспитания понимается совокупность ценностей, представлений, понятий, идеалов, нравственных эталонов, действий и поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса. Освоение содержания происходит с помощью различных технологий : форм, методов и средств работы. Это может быть и специально организованная деятельность, наблюдения, игры, продуктивная деятельность, занятия в кружках и т. д. (показ работ) Именно от правильного выбора содержания, форм и методов духовно – нравственного воспитания в конечном итоге зависит успех всего воспитания. Результатом духовно – нравственного воспитания должно стать целостное формирование духовно – нравственной личности ребёнка. Таким образом, всё это даёт нам возможность представить и описать в целом процесс духовно – нравственного воспитания и благодаря этому осуществлять его.
Публикация «Консультация для родителей „Духовно-нравственное воспитание, как основа гармоничного развития личности дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь. Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Ведь и духовная щедрость, и бездуховность берут свои истоки из детства. Особое значение формирование доброты и милосердия приобретает в наше время. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости. Наша обязанность – учить ребенка и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений. Наш опыт показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, обижают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорченность? Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. Замечательный польский педагог Януш Корчак говорил: «Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». Нельзя не учитывать, что маленьким детям присуще непосредственное восприятие окружающего, отсутствие нравственных критериев, неумение оценивать собственные поступки с этической точки зрения. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости. – не может не сказаться на дальнейшем становлении личности. Взрослые должны помочь ребёнку понять важность даже самых крохотных добрых дел. Воспитатель берет на себя какую-нибудь роль и направляет сюжет игры. Многие дидактические игры («Построим кукле комнату», «Купание куклы» и другие) учат детей проявлять внимание, заботу, добросердечность. В старших группах целесообразно проводить дидактические игры, в которых ребята учатся принимать гостей. Их можно учить красиво накрывать на стол, готовить несложный, но вкусный салат, пирог, печенье. В нашем детском саду тематика сюжетно-ролевых игр разнообразна: «Космонавты», «Моряки», «Стройка», «Дом», «Больница», «Поликлиника». Эти игры позволяют педагогу создавать такие ситуации, в которых дети учатся приходить на помощь, проявлять внимание, милосердие, преодолевать трудности. Малыши очень любят играть в дочки - матери. В этой игре проявляется отношение матери к ребенку, отношения между членами семьи. Такие игры способствуют формированию у детей глубоко нравственных чувств. Чтобы вызвать еще больший интерес к куклам, можно провести ряд дидактических игр: «Машенька проснулась», «Искупаем Аленку», «Уложим куклу спать» и т. д. С большим интересом прошла игра «Разбудим куклу». В этой игре уделялось внимание воспитанию у детей таких чувств, как нежность, заботливость. Игры с куклами требуют от детей заботы об уюте и порядке в кукольном уголке, опрятности самих кукол. Чем разнообразнее игры, тем стабильнее результат. Практика показывает, что дети с большим удовольствием, интересом, выдумкой сочиняют рассказы, сказки о жизни домашних и диких животных. Изображают их в играх-драматизациях, разыгрывают сцены и простые сюжеты, подражая их повадкам. Некоторые родители рассматривают доброту узко, а порой утилитарно: если малыш угостил конфетой или поделился игрушкой, они говорят: «добрый». Можно ли этим ограничивать понятие доброты? Для родителей мы изготовили папку-передвижку с 10-ю правилами воспитания ребенка : 1. Люби своего ребёнка! 2. Охраняй своего ребёнка! 3. Будь добрым примером для своего ребёнка! 4. Играй со своим ребёнком! 5. Трудись со своим ребёнком! 6. Позволь ребёнку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно! 7. Покажи ребёнку возможности и пределы человеческой свободы! 8. Приучай ребёнка быть послушным! 9. Жди от ребёнка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом! 10. Предоставляй ребёнку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний! Мы организовали консультации для родителей «Посеять в детских душах доброту»; выпустили памятку для родителей «Посеять в душах доброту», папку- раскладушку «Секреты воспитания вежливого ребёнка» разъяснили, что атмосфера дружелюбия, искренности, внимания в семье является залогом успешного воспитания ребенка. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. Взаимодействие человека с природой – уникальная возможность воспитания доброты и милосердия, основ нравственности. Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества. Материальная, потому что в комплексе всех своих компонентов составляет среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что вдохновляет и стимулирует творческую деятельность. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира. Формирование начал экологической культуры это становление осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. В процессе экологического воспитания нами использовались многие виды деятельности: - сюжетно - ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых; - практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе, а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг); - детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе; - непосредственное общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование; - экспериментирование - практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями; - речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге) - обмен информацией и впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова; - наблюдение - самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивающая получение информации о природе и деятельности людей в природе; - просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяет воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка. Знания, полученные путем собственных наблюдений и экспериментов, помогают детям лучше осознать, в каких сложных условиях приходится существовать животным и растениям зимой, как они нуждаются в помощи человека. В этом важнейшая эмпирическая основа воспитания доброты и милосердия через природу. Экологическое воспитание не может рассматриваться как самостоятельный изолированный вид деятельности. Оно является тем фокусом, в котором сходятся все виды деятельности и все виды воспитания.