Елена Палютина
Консультация для родителей «Мой ребенок непоседа»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети, которых не понимают взрослые.
Они почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны, с ними трудно и родителям, и воспитателям, и педагогам. «Нарушители порядка и спокойствия», «неуправляемые» – самые мягкие эпитеты, которыми награждают этих детей взрослые.
«Он никогда не сидит на месте, не хочет быть спокойным. Он буквально изводит меня, словно не слышит, что я прошу его успокоиться, мне даже кажется, что он делает это специально, чтобы вывести меня, – жалуется мама шестилетнего Дениса. – С тех пор как он стал ходить, я постоянно настороже. Он хочет всё делать сам, но не способен собраться, не способен зафиксировать своё внимание больше чем на несколько минут. Ему трудно со сверстниками, он нетерпелив, раздражается, очень резко реагирует на любой отказ. Его поведение создаёт проблемы везде – и дома, и в подготовительной группе, и при встречах с друзьями, и во время прогулок». Монолог мамы можно продолжить, как и перечисление бесконечных «проступков» Дениса. При этом мама всё время подчёркивает, что Денис сам научился читать в 5 лет, что его многое интересует, он любит порассуждать на разные темы, но…своенравен и недисциплинирован.
Публикация «Консультация для родителей „Мой ребенок непоседа“» размещена в разделах
Мама Дениса уверена, что он «не хочет» подчиняться требованиям взрослых и главная задача – «заставить» его всё делать «так, как надо».
К сожалению, взрослые не готовы не только понять причины подобного поведения ребёнка и проявить терпение, но и взять на себя ответственность за его состояние и поведение.
Как правило, «беспокойность» проявляется достаточно рано – к 2-3 годам, но родители объясняют её шаловливостью, живостью характера, условиями воспитания и т. п. Сложнее становится в 5-6 лет, когда ребёнок сталкивается с необходимостью соблюдения режима дня, расписания занятий, требований учебного процесса при подготовке к школе.
Слабая концентрация внимания, неусидчивость и отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести работу до конца приводят к трудностям обучения. Нередко эти проблемы принимают драматический характер, так как учебные успехи даже на этапе подготовки к школе становятся обязанностью ребёнка, а родители оказывают всё большее давление на него. Собственные неудачи и недовольство взрослых ещё больше осложняют ситуации, ухудшают состояние ребёнка.
Нередко мы сами провоцируем ребёнка на «плохое» поведение раздражением, нетерпением, требованиями, с которыми он не может справиться. Мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твёрдыми, но доброжелательными. Важно понять, что ребёнка нужно не только любить, но и уважать его личность. Любой ребёнок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на наше понимание и помощь.
«Не хочет» или «не может»?
Пожалуй, это главный вопрос, на который хотели бы получить ответ и педагоги, и родители. Ответив на него, вы сможете решать проблемы ребёнка и адекватно реагировать на его «выходки». К сожалению, более 70% родителей и 80% педагогов считают, что ребёнок должен «быть послушным», должен «уметь себя вести», должен быть внимательным, старательным и т. п. Причём «послушание» (которое понимается как беспрекословное подчинение требованиям взрослых) родители считают едва ли не самым главным достоинством ребёнка. Тихий, малоактивный, сидящий часами со своими игрушками ребёнок не мешает и, как правило, не вызывает тревоги, несмотря на то что у него, вероятно, немало проблем. А вот шумный, беспокойный, много говорящий, постоянно требующий внимания утомителен, нередко раздражает взрослых.
Особенно сложно этим детям в коллективе, при чётко организованном режиме и системе достаточно жёстких требований.
В 6 лет и 2 месяца Дениса привели в подготовительную группу дошкольной гимназии. На вопросы педагога и психолога, проводивших собеседование, мальчик отвечал неохотно, зато подробно рассказывал о том, что интересно ему. Денис расспрашивал обо всём, перескакивал с одного на другое, не дожидаясь ответа, ни секунды не сидел на месте, старался осмотреть и потрогать всё вокруг. Денис знал буквы, уже неплохо читал, считал, но его с трудом удалось уговорить продемонстрировать свои умения. Мама и бабушка считали такое поведение «баловством». Ребёнок жил у бабушки, но его воспитанием занимались няни.
По словам мамы, Денис любит общаться с детьми, но они его обижают, он сердится, злится, иногда дерётся. Он очень хочет учиться и обещал, что будет вести себя хорошо.
Обещания оказались трудновыполнимыми. На занятиях он постоянно переключался с одного вида деятельности на другой: вертелся, вставал, ходил по классу, мог взять у другого ребёнка книгу, карандаш, задавал педагогу вопросы, не относящиеся ни к заданию, ни к занятию, хотя, как заметила учительница, «схватывал всё на лету».
Самой большой проблемой было письмо (детей учили писать только печатные буквы). Оказалось, что Денис «не любит рисовать», ручку и карандаш держит в кулаке. Движения скованны, рука очень напряжена, а линии неровные. Первые несколько букв даже в своём имени Денис писал, старательно выводя каждую линию, но всё время «красиво» не получалось, и он всё перечёркивал, отказывался от работы или искал какие-то предлоги, чтобы заняться чем-то другим.
В перерывах между занятиями «носился как угорелый, всех задёргал». Через два месяца учительница попросила забрать Дениса, так как она испробовала все меры: и по-хорошему, и по-плохому. Она терпела его выходки, делала замечания, наказывала, стыдила, жаловалась родителям. Родители тоже принимали меры : лишили прогулок и не разрешали смотреть мультики, не покупали новых игрушек, требовали, чтобы Денис выполнял все задания, которые не сделал в классе. Занятия сопровождались криком, слезами и наказаниями.
Такая непростая ситуация достаточно типичная и характерная для довольно большой группы детей, имеющих комплекс проявлений нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность. Наличие этих признаков свидетельствует о специфическом нарушении психического здоровья – синдроме дефицита внимания (СДВ, или гиперкинетическом синдроме детского возраста.
Синдром дефицита внимания в последней медицинской классификации определён как заболевание. Это значит, что ребёнок хочет, но не может изменить своё поведение по желанию взрослых. Необходима специальная тактика работы с таким ребёнком, а иногда и лечение.
СДВ – пожалуй, самая распространённая форма нарушений поведения. Детей с СДВ около 15-20%, причём синдром в 3-5 раз чаще встречается у мальчиков
Основные симптомы СДВ:
• расстройство внимания;
• гиперактивность;
• импульсивность.
Что должно насторожить в поведении ребёнка?
1. Беспокойные движения рук и ног.
2. Сидя на стуле, крутится, часто меняет позу, особенно во время целенаправленной деятельности или занятий.
3. Легко отвлекается на любые посторонние раздражители.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.
5. На вопросы отвечает не задумываясь, не выслушивая их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает трудности, связанные с непониманием инструкции, проблемами планирования и организации деятельности.
7. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.
8. Не может играть тихо, спокойно.
9. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
10. Много разговаривает сам, но не слушает речь, обращённую к нему.
11. Часто теряет вещи.
12. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Если не менее восьми перечисленных признаков проявляются в поведении вашего ребёнка ежедневно, по крайней мере, в течение полугода, то можно говорить о синдроме дефицита внимания.
Изменения в поведении, конечно же, иногда бывают у каждого ребёнка, например, после болезни может отмечаться нарушение внимания, сильное функциональное напряжение заканчивается эмоциональным взрывом, неожиданной, неадекватной реакцией, которая принимается взрослым за импульсивность. Утомление на начальных этапах, как правило, связано с двигательным беспокойством, неусидчивостью и т. п. Однако всё это временные (ситуативные) проявления нарушения поведения. У детей с СДВ эти проявления постоянны.
Внимание – одна из важнейших психических функций, обеспечивающих деятельность и обучение ребёнка. Оно проявляется как общая готовность к деятельности, а также как особая (избирательная) готовность к определённым видам деятельности.
В младшем дошкольном возрасте избирательное внимание ещё не сформировано, но в 3 – 4 года ребёнок уже реагирует не только на новизну, но и на разнообразие. На что-то очень интересное, новое ребёнок непроизвольно обращает внимание – он словно застывает, взгляд зафиксирован на «новом», рот полуоткрыт. Для детей с СДВ такая реакция не характерна.
У старших дошкольников – детей 5 – 6 лет – достаточно хорошо развито произвольное внимание (сосредоточенность на определённом объекте, предмете, задании). Однако у детей с СДВ процессы организации внимания нарушены. Эти нарушения не очень заметны в младшем дошкольном возрасте, но уже на систематических занятиях по подготовке к школе они проявляются сразу.
Неспособность концентрировать внимание является причиной трудностей, возникающих при выполнении заданий в школе. Как показывает наша практика, дети с СДВ способны сохранять внимание всего лишь несколько минут. Невнимательность проявляется и во время коллективных игр. Непоседам быстро надоедают игры, отвлекаясь, они мешают другим детям, и в результате возникает конфликт. В то же время дети с СДВ во время любимых занятий и игр, с которыми им удаётся успешно справляться, могут удерживать внимание и заниматься любимым делом достаточно длительное время. Следует учесть, что внимание базируется именно на принципе удовольствия, удовлетворения. Этот принцип является важным фактором организации психической деятельности ребёнка, оказывает стимулирующее влияние. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемыми поощрениями. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание.
Импульсивность проявляется у гиперактивных детей в разнообразных ситуациях. На занятиях они перебивают других, невпопад отвечают на вопросы, не выслушав их до конца. Они склонны к травматизму, так как нередко совершают опасные действия, о последствиях которых не задумываются.
Дети с СДВ более разговорчивы и более склонны к началу социального взаимодействия. При этом они часто неадекватны, не понимают ситуации, обижаются и злятся, считая, что с ними «не хотят водиться». Их поведение непредсказуемо, и общение со сверстниками затруднено из-за конфликтности и неуравновешенности.
Во время занятий и уроков детям с СДВ сложно справиться с заданиями, но не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что их деятельность неправильно организована. Чтобы эффективно организовать работу ребёнка необходимы спокойная обстановка, отсутствие отвлекающих моментов, индивидуальный режим работы, точное объяснение заданий.
В возрасте до года эти дети «не дают ни минуты покоя», плохо спят, во время бодрствования крикливы, возбуждены, подвижны, нередко у них отмечается повышенный тонус (гипертонус). Они очень активно реагируют на любой звук, шум, свет. К трё м годам становится более явным дефицит внимания: ребёнок не может сосредоточиться на игре по правилам, на деятельности, требующей концентрации внимания, даже интересную сказку ему трудно дослушать спокойно до конца, не легче досмотреть, не отвлекаясь, мультфильм. Ребёнок по-прежнему чересчур активен, беспокоен, «крутится как юла».
В возрасте 3 – 5 лет отмечаются и дефицит внимания, и гиперактивность, более чётко проявляется неустойчивость настроения. Особенно сложны для детей занятия, требующие соблюдения определённых правил, структурированные по времени, темпу работы, смене видов деятельности.
В 6 – 7 лет неспособность к концентрации внимания, бесцельная двигательная активность, неустойчивость и неадекватность реагирования становятся причиной школьных проблем.
Среди симптомов, вызванных психогенными факторами, могут быть и основные признаки СДВ: повышенная двигательная активность (двигательное беспокойство, неустойчивость состояний и нарушение концентрации внимания.
Однако при невротических нарушениях есть и другие проявления, не характерные для синдрома дефицита внимания, такие, как:
• повышенная чувствительность в виде склонности к проявлениям аффекта, эмоциональным расстройствам, беспокойству, плаксивости;
• нервная ослабленность;
• низкая выносливость, быстрая утомляемость при повышенной нервно-психической нагрузке, а также при шуме, духоте, ярком свете;
• нарушения сна: поверхностный, чуткий, беспокойный или чрезмерно глубокий, затруднённое засыпание, уменьшенная потребность в дневном сне;
• вегетососудистые дистонии, проявляющиеся в низких показателях артериального давления, плохом самочувствии при колебаниях атмосферного давления, сосудистых спазмах (головные боли, болях в области солнечного сплетения, повышенной потливости, ознобах, сердцебиениях;
• соматическая ослабленность: частые вирусные инфекции, хронические тонзиллиты, бронхиты, трахеиты, снижение иммунитета;
• диатезы;
• психомоторные, конституционально обусловленные нарушения типа энуреза, тиков и заикания, которые часто сменяют друг друга;
• разного рода страхи.
Очень важны эмоциональные контакты с родителями (прежде всего с матерью). Часто вражда между родителями становится причиной развития невроза у ребёнка. Эту вражду он остро чувствует и очень тяжело переносит, находясь в постоянном напряжении. Если конфликт между родителями замаскирован, то последствия могут быть ещё более тяжёлыми.
В разбитых семьях, сохраняющих только формальную связь, ребёнок становится соединяющим звеном. Для малыша это слишком большое эмоциональное давление. В неполных семьях отсутствие одного из родителей нарушает всю эмоциональную структуру отношений. Это приводит к тому, что ребёнок теряет чувство безопасности, боится быть оставленным. Цена такого напряжения – неврозы, которые негативно скажутся на дальнейшем развитии личности ребёнка.
Нельзя забывать и о том, что нарушения поведения у детей могут быть связаны и с дефектами воспитания, например в тех случаях, когда ребёнку позволяют делать всё, что он захочет, относятся снисходительно к его непослушанию, «забрасывают» его игрушками, не приучают к навыкам опрятности. Бывает и так, что мама наказывает ребёнка, и он идёт к бабушке, которая готова приласкать его и всё разрешить. Естественно, когда такой малыш сталкивается с необходимостью выполнять определённые требования, соблюдать дисциплину, он оказывается к этому неподготовленным. Отсюда и протест: раздражительность, плаксивость, истерики, грубость, обидчивость. Отличить заболевание от дефектов воспитания достаточно сложно, именно поэтому не стоит торопиться с выводами – следует проявить терпение и более внимательно понаблюдать за ребёнком. Только тогда можно выяснить, с чем связаны нарушения поведения, внимания, импульсивность.
В семьях, где нормой являются постоянные ссоры, конфликты, пьянство, у детей также не вырабатывается умение сдерживать свои эмоции. Как правило, возбудимые, конфликтные из-за не очень хорошего здоровья и тяжёлых условий жизни, они, наблюдая за взрослыми, используют негативные модели поведения в общении со сверстниками.
Психотравмирующие факторы не всегда приводят к невротическим расстройствам и неврозам. Оказавшись в сложной ситуации, каждый ребёнок реагирует по-своему. Чаще дают срывы ослабленные, болезненные дети. Повышенная ранимость нервной системы отмечается в возрасте 6 – 7 лет.
Существуют самые разные взгляды на проблему причин СДВ.
В качестве одной из ведущих причин рассматриваются нарушения в развитии центральной нервной системы, возникающие в результате патологии беременности и родов, а также черепно-мозговых травм, тяжёлых заболеваний. Влияние вредных факторов во время беременности, таких, как алкоголь, некоторые лекарственные препараты, курение, тоже может оказать негативное влияние на развитие ребёнка. У матерей, дети которых страдают СДВ, чаще выявляются тяжёлые заболевания во время беременности, токсикозы, переношенная беременность, длительные роды. Важно заметить, что иногда на первом году жизни ребёнка эти последствия трудно диагностируются при обычном неврологическом обследовании.
Есть сторонники генетической природы СДВ. Основанием для этого являются исследования семей, показывающие, что у ребёнка с СДВ прямые родственники могут иметь в истории развития СДВ.
Существует гипотеза, связывающая наблюдаемые у этих детей нарушения внимания с несформированностью или нарушениями процессов активации. При этом обнаруживаются разные варианты этих нарушений.
первый – когда внимание нарушено из-за того, что ребёнок не в состоянии отфильтровать поступающую информацию, внешние стимулы, выделить главное, наиболее значимое. Именно поэтому он быстро отвлекается.
Второй – когда ребёнок не может сконцентрировать своё внимание из-за низкого уровня реакции на внешние стимулы, что тоже проявляется как нарушение внимания и организации деятельности.
Оттого, каков механизм нарушения внимания, зависит и выбор тактики с ребёнком. В первом случае наиболее эффективны будут меры, способствующие снижению потока одновременно поступающей информации, ограничение любого шума, мешающего деятельности, способы и средства, усиливающие регуляцию и контроль. Во втором случае необходимо своеобразное подстёгивание, активизация деятельности разными способами и средствами.
Очень интересны исследования последних десятилетий, связывающие гиперактивность с влиянием таких экологических факторов, как загрязнение окружающей среды свинцом (основной источник – выхлопные газы).
Если вашему ребёнку поставили диагноз – гиперактивность, не стоит расстраиваться, огорчаться, обсуждать эту проблему в присутствии ребёнка. Спокойствие и терпение взрослых, правильная тактика общения помогают снять многие проблемы гиперактивных детей.
Тактика общения с непоседой.
Важно понять: стиль и тактика нашего общения закладываются в раннем детстве. Ребёнок испытывает средства нашего воздействия (положительного и отрицательного, нашу реакцию, нашу выдержку. И если мы пытаемся изменить ситуацию криком, угрозами, наказаниями, то тем самым создаём основу для будущих проблем.
Взрослые хотят руководить ребёнком. Но руководить не значит заставлять, требовать беспрекословного подчинения. У ребёнка должно возникнуть желание, чтобы им руководили. Он должен доверять нам, а упрёки и угрозы совсем не способствуют этому.
Эффективность общения зависит не только от нашего желания добиться определённых результатов, но и от того, как мы это делаем. И здесь имеет значение всё – тон, интонация, взгляд, жесты.
Как разговаривать с беспокойным ребёнком?
1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извёл», «у меня нет сил», «ты мне надоел», повторяемые по нескольку раз в день, бессмысленны. Ребёнок просто перестаёт их слышать.
2. Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже.
3. Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваши внимание и заинтересованность.
4. Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.
5. Разговаривая с ребёнком, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.
6. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.
7. Не оставляйте без внимания просьбы ребёнка. Если просьбу нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», объясните, почему вы не можете её выполнить. Не ставьте условий для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я сделаю то-то». Вы можете поставить себя в неловкую ситуацию.
Что делать в сложной ситуации?
1. Научиться придавать проступку чрезмерного значения, сохранять спокойствие (не путать с показным спокойствием, когда взрослый всем своим видом даё т понять: «давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребёнка, не замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действий и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы чёткие требования (в пределах возможностей ребёнка, не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения взрослых. Нужны требовательность плюс спокойствие и доброжелательность. Ребёнок должен осознавать, что требование не прихоть взрослого, а отказ не демонстрация враждебности, не наказание за проступок или просто ваше невнимание к его просьбе.
2. Никогда не наказывать, если проступок совершён впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
3. Не отождествлять проступок (нарушение поведения) и ребёнка. Тактика «Ты плохо себя ведёшь – ты плохой» порочна, она закрывает ребёнку выход из ситуации, снижает самооценку, создаёт ситуацию страха. Видимо, поэтому непослушные дети так часто спрашивают родителей : «Ты меня любишь?»
4. Обязательно объяснить, в чём состоит проступок и почему так себя вести нельзя. Однако, если мама чуть что срывается на крик, а папа всегда готов шлёпнуть, вряд ли можно объяснить ребёнку, что кричать и драться нехорошо.
5. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать (для профилактики, стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребёнок может, не осознавая этого, ответить тем же. Не стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу» или «я тебя тоже не люблю», «ты злая».
6. Не стоит ставить в пример «непослушному» ребёнку «хороших» братьев и сестёр, сверстников, укоряя «есть же нормальные дети, которые не изводят своих родителей». Родители, которые легко выходят из себя, не умеют держать себя в руках, а значит, не умеют себя вести, не очень хороший пример для детей.
Какой метод эффективнее – похвала или наказание?
Практика показывает, что родители (и не только беспокойных детей) очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят родители, дети отвечают долгим молчанием, и выясняется, что хвалят редко, только за реальный результат, но никогда за старание, попытку. Старание, работа не получают одобрения, если нет результата, удовлетворяющего родителей.
В процессе занятий, обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребёнку необходимы поддержка, подбадривание, которые позволяют ему понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что неудача преодолима и вы оцениваете его старание. Обращать внимание только на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребёнок его тоже не заметит. «Я уверен, что у тебя получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…», «Молодец, ты меня радуешь». Эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребёнка, повышают мотивацию.
Жёсткое обращение (замечания, укоры, угрозы, наказания) может кратковременно повысить эффективность, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причём эта тревога и боязнь родительского гнева провоцируют новые проступки, хотя страх порицания и наказания нередко создаёт иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счёт накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата (и действительно, кратковременный эффект может быть, но чувство обиды (особенно осознаваемой как незаслуженная обида) обычно даёт обратный эффект.
Поэтому рекомендуется чаще хвалить ребёнка, чем осуждать его, подбадривать, а не подмечать неудачи, вселять надежду, а не подчёркивать, что изменение ситуации невозможно. Для того чтобы ребёнок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить взрослые.