Ирина Исаева
Консультация для родителей «Мой малыш не говорит: что делать»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой малыш не говорит : что делать?»
Подготовил: Исаева И. В., учитель-логопед
Проблема задержки речевого развития, в том числе, и у неговорящих детей, становится всё более актуальной. Речевое развитие ребё нка должно проходить все этапы речи: в 2-3 месяца – гуление (звуки «к», «х»); в 6-8 месяцев – лепет (па-па-па, ма-ма-ма-ма); в 1 год – около 10 слов (ав-ав, дай, на, мама, папа,); к 2 годам активный словарь, это когда ребёнок произносит уже около 300 слов; а в 3 года - достигает 1 000 слов.
Публикация «Консультация для родителей „Мой малыш не говорит: что делать“» размещена в разделах
Что же делать, если у ребенка практически нет речи к 3-5 годам («говорит» около 10 непонятных слов?
1. Срочно обратиться к учителю-логопеду.
2. Если же специалиста нет, самим начинать работу, «разговаривать» с детьми.
Ответственным моментом в работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Это может проявляться в любых звуковых комплексах. Поэтому нужно создать условия, в которых бы у ребёнка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.
1. По просьбе взрослого ребёнок подражает звукам. Крикам птиц и животных: «ав», «му», «ко-ко» и т. д. ; цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов: «ав-ав-ав» (подражает лаю собаки) или «ко-ко-ко» (подражает кудахтанью курицы».
В этот период нельзя требовать от ребёнка правильного произнесения слов, правильного звукопроизношения, главное – чтобы он говорил, даже если ребёнок воспроизводит по подражанию хотя бы части слов.
Активизация речи детей или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребёнка, с игрой, с наглядной ситуацией, что должно достигаться при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребёнком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания.
2. Можно проводить дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха.
С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т. д; потянуть звуки «а-а-а-а» (девочка плачет, «у-у-у» (труба гудит, «ау» (заблудились дети, «и-и-и» (плачет мышонок, «уа» (плачет Ляля, «ой-ой-ой» (укусила оса).
3. Провести упражнения для губ. Например, сделать трубочку; остановить лошадку («тпру»); попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы.
4. Провести упражнения для языка. Например: облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать «уколы» в каждую щеку; «почистить» зубы языком; пощелкать языком.
Желательно проводить игровые приёмы, сочетающие в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слогов.
Взрослый читает текст. А дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.
«Дом маленький, дом большой»
Взрослый. У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводят руки в стороны)
Дети (сердито). Ой, ой, ой (поднимают руки вверх)
Взрослый. А у зайца – маленький, ай, ай, ай (жалобно)
Дети (жалобно). Ай, ай, ай… Дети приседают, делают выдох. Опускают голову, охватывают колени руками.
Взрослый. Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку).
Дети (сердито). Ой, ой, ой.
Взрослый. Да и крошка заинька.
Дети (шагают на двух ногах). Ай, ай, ай.
5. Вызвать у ребёнка аморфные слова, т. е. ребёнок произносит слова, звукоподражания, как он умеет, как у него получается.
Подбираются звукосочетания исходя из возможностей ребёнка. У одних детей легче вызываются губные звуки («ба-ба», «му-му», у других – задненёбные («ка-ка», «га-га», у третьих – переднеяэычные («ди-ди», «ти-ти»).
Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5-6 повторений). Произнести эти звукосочетания: то тихо, то громко; то медленно, то быстро; то сердито, то нежно, то ласково.
6. Предложить детям назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки); допустимы искажения и замещения звуков.
7. Предложить повторять за взрослым названия предметных картинок. Можно организовать игру в лото. Взрослый чётко, протяженно произносит ударные гласные в словах. Дети произносят слова как могут. Произношение гласных а,о,у,и (под ударением) желательно затем отработать.
Например: шаааапка.
А: Аня, Алик, Катя, тата, шарик, сани, тапки, шапка, палка, мак, зайка, рак, мальчик, пальчик, чашка.
О: Оля, Коля, Зоя, ослик, домик, боты, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка, лодка.
У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.
И: Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зина, Нина.
8. Вызвать у детей двухсловные предложения с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут и произносимых из задания 6,7.
Где мячик? («де мя?») – Вот мячик («оть ати»).
Где машина? («де сина?») – Вот машина («оть сина»).
Дай машину («дя сина», «дя си»).
Дай кису («дя ки», «дай кс», «дя кс).
Взрослый должен создать такую ситуацию, чтобы ребёнок употреблял слова на, дай, вот, бери.
И г р о в о й п р и ё м
Игрушки, названия которых дети знают, прячутся. Если ребёнок задаёт взрослому вопрос, включающий слово «где» и название игрушки (в любом произношении, то взрослый даёт игрушку, о которой спрашивал ребёнок.
9. Научить ребё нка выражать свои желания словесно:
дай пить («дя пи») хочу пить («атю пи»)
дай ещё («дя исё») хочу гулять («атю гуя»)
мама, идём («мама дём») идем гулять («дё гуя»)
идём домой («дё амо»)
В результате всей проделанной работы на этом этапе формирования устной речи, дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесными обозначениями. Пассивный словарь (который ребёнок ещё не говорит, но понимает) должен состоять из названий предметов, которые ребёнок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко).
У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых речезвуковых выражениях, без коррекции (исправления) их со стороны взрослого.
Список литературы, который вам может помочь:
Н. С. Жукова. Логопедия. Екатеринбург АРД ЛТД 1998 г.
Л. П. Голубева. Развитие речи неговорящих детей.
Л. М. Чудинова. Приёмы активизации речи у алаликов. Москва. ВЛАДОС. 2003 г.