Татьяна Дубовицкая
Консультация для родителей «Могут ли методики раннего развития заменить ребёнку игру?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Могут ли методики раннего развития заменить ребёнку игру?»
Консультацию подготовила :
педагог-психолог МБДОУ
«Детский сад № 6 "Цветик"
города Рассказово
Дубовицкая Т. В.
Публикация «Консультация для родителей „Могут ли методики раннего развития заменить ребёнку игру?“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Игра – важнейшая часть жизни ребенка, а родители – главные для него люди. Казалось бы, именно родители должны научить малыша играть и с полной отдачей участвовать в детских забавах. Но почему же для многих взрослых игра с ребенком становится тяжкой и даже непосильной ношей? Мамы самых маленьких жалуются: «Мне скучно катать с ним в машинки, надевать по сто раз колечки на пирамидку, собирать башенки из кубиков. Но ведь надо!». Дети растут, осваивают подвижные и ролевые игры, но мамы остаются недовольны: в дочки-матери они свое уже отыграли в детстве, да и прятки-догонялки – не самое интересное для взрослого человека занятие. И тут возникает вопрос: а надо ли играть с ребенком в принципе? Действительно ли он нуждается в нашей помощи, ведь игра – это его территория? Или родителям все-таки стоит перешагивать через внутренние барьеры и учиться играть с ребенком?
Для ребёнка дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. Делая ставку на раннее развитие малышей, родители рассчитывают сформировать высокий интеллект у своего чада. Но ведь знания – далеко не всё, что необходимо постичь маленькому человеку. Он должен уметь общаться, выражать свои эмоции. Научиться сопереживать, прощать, дружить. А вот это можно получить только в процессе игры, которая, должна эти качества формировать.
Отвечая на вопрос — Нужно играть с ребенком? Утвердительно можно сказать, что только в игре с малышом на равных можно достичь взаимопонимания в семье и воспитать гармоничную личность.
Задача родителей в игровой форме научить ребёнка
— преодолевать трудности;
— бороться со страхами;
— приобретать знания;
— общаться с другими детьми.
В последнее время все чаще родители предпочитают с ребенком не «играть», а «заниматься». Бесспорно, все методики раннего развития имеют место быть и приносят пользу малышу, но могут ли они заменить игру? Почему-то очень многие мамы думают, что могут, и поэтому начинают еще с пеленок учить кроху, развивать его мышление, память, то есть в первую очередь делают упор на потенциально высокий интеллект.
Конечно, родителям хочется видеть своих детей умными и развитыми. Вот только развитие познавательной сферы – не единственное, что важно для малыша в дошкольном периоде. Не менее полезно и нужно учить ребенка выражать свои эмоции, общаться, приобретать навыки самообслуживания, а также постигать понемножку общечеловеческие ценности – доброту, дружбу, принятие, понимание, прощение. Задатки всего перечисленного закладываются еще в первые годы жизни, и одним из главных проводников этого является именно игра – яркая, добрая, эмоциональная, приятная и понятная ребенку. А сделать игру такой поможет поддержка и участие самых близких маленькому человечку людей –родителей.
Игры с ребёнком до года.
Ладушки.
Эту игру знают, пожалуй, абсолютно все, а текст народной потешки даже заучивать не нужно: он у нас в памяти с рождения.
Ладушки-ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Простоквашку.
Попили-поели,
Домой полетели (машем руками как крыльями).
…И полетели-полетели-полетели.
На голову сели,
Песенку запели (берёмся руками за голову).
Произнося это стихотворение, взрослый ритмично хлопает в ладоши, можно так же в такт покачивать головой и плечами. Со временем малыш начнёт повторять ваши движения. Чтобы ему проще было освоить хлопки, можно взять детские ладошки в свои, и таким образом хлопать вместе.
Сорока.
Это тоже хорошо известная и всеми любимая пальчиковая игра для малышей. Возьмите ладошку крохи в свою руку, и, очерчивая окружность своим указательным пальцем по детской ладошке, приговаривайте:
Сорока-сорока,
Где была?
Далёко!
А затем, пощипывая каждый пальчик:
Воду носила!
Дрова рубила!
Печку топила!
Кашу варила!
Деточек кормила!
Переключаемся на другую ручку и так же пощипываем каждый пальчик:
Этому дала, этому дала… Доходим до последнего пальчика: А этому – не дала. Он воды не носил, дров не рубил, печку не топил и кашу не варил.
Пальчики.
Если играя в Сороку, мы пощипывали и разминали пальчики, то в этой игре будем их загибать. На каждую фразу загибаем малышу один пальчик:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот – деточка моя.
Вот и вся моя семья!
Произнося последнюю фразу, можно крепко обхватить кулачок ребёнка своими ладонями.
В аналогичную игру можно поиграть с малышом перед укладыванием спать:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит
И тебе он спать велит.
Игры с детьми от года до двух.
Смотри, что я могу!
Я могу в ладоши хлопать. (Хлопайте в ладоши.)
А ты? (Помогите малышу хлопнуть в ладоши.)
Я могу ногами топать. (Потопайте ногами.)
А ты? (Помогите малышу тоже потопать.)
Головой могу вертеть, (Повертите головой сами и помогите малышу.)
Потом ме-е-едленно присесть (Сядьте на пол вместе с ним.)
Игры с необычным мячом
Это великолепная игра, в которую можно играть дома. Набейте старую наволочку смятыми газетами. Прочно завяжите конец. Из наволочки получился отличный мяч, с которым можно играть, пока не устанешь.
Вот этими словами вы можете поощрять ребенка бить по мячу.
Вот и раз, вот и два,
По мячу ударь сперва.
Вот и два, вот и раз,
Поиграем мы сейчас.
Давай с тобой поскачем
Маленькие дети обожают бегать и прыгать. Напевайте эту песенку на любой мотив, который придет вам в голову.
Приходите в гости к нам,
Развеселым прыгунам.
Будем целый день скакать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Каждый раз, когда вы исполняете куплет, меняйте движения. Обязательно прыгайте вместе с ребенком. Кроме того, вы можете бегать, маршировать, ходить на цыпочках, плавать и кружиться.
Игры от двух до трёх лет.
Чаепитие
Подготовьте столик для чаепития, используя посуду для кукол, игрушечную или настоящую еду, воду или чай. Привлеките ребенка к сервировке стола. Посадите любимые игрушки ребенка за стол. Начните чаепитие.
Разливайте чай по чашкам и передавайте печенье. Концентрируйтесь на том, как нужно вести себя за столом. Спрашивайте игрушек и ребенка : «еще немного чая?» или «как насчет печенья?» Просите ребенка передать вам чашку:«Передай мне вон ту голубую чашку, пожалуйста. Спасибо!» Хвалите ребенка, когда он копирует вас и правильно ведет себя за столом. Поощряйте его к использованию вежливых фраз и проявлению внимания к гостям чаепития (игрушкам). Играйте, пока малыша занимает эта игра. Затем вместе проводите «гостей» и уберите со стола.
Вечерний ритуал
Подготовьте медвежонка или куклу со съемной одеждой, которую вы будете укладывать спать. Также подготовьте кукольную пижаму, зубную щетку, полотенце, кукольную кроватку и постельные принадлежности (кровать можно сделать из коробки, а вместо постели использовать кусочки ткани или носовые платки).
Пригласите ребенка к игре. Объясните, что сейчас вы будете укладывать куклу спать. Предложите вместе подготовить кукле кроватку. Позвольте ребенку положить подушку и застелить кровать одеялом.
Спросите ребенка, что нужно сделать кукле, прежде чем идти спать. Помогите ребенку, приводя аналогию с тем, что он сам делаете перед сном. Находите вместе те предметы, о которых говорит ребенок: зубную щетку и пасту, полотенце, расческу, сказки или маленького медвежонка для куклы. Помогите ребенку подготовить куклу к отходу ко сну. Разговаривайте о том, что вы делаете.
Когда кукла будет в постели, прочитайте сказку и поцелуйте куклу на ночь. Помогите ребенку играть роль родителя, изображая, что он целует куклу на ночь, а потом гасит свет и уходит на цыпочках.
Все по местам
Эта игра поможет ребенку запомнить, где какая вещь лежит. А также научит убирать свои вещи.
Пройдитесь по дому и соберите в корзину вещи ребенка (игрушки, одежду, обувь и т. п.)
Сядьте с малышом и высыпьте вещи из корзины на пол. Возьмите одну вещь и посмотрите, может ли ребенок назвать эту вещь. Спросите, где эта вещь должна лежать. Будьте готовы дать подсказку, если ребенок не знает. Как только вы выясните, где вещь должна лежать, попросите ребенка положить ее туда. Возможно, вам потребуется пойти с ребенком и помочь открыть дверцы, выдвинуть полки и т. п. Когда ребенок положит вещь на место, хорошо похвалите его. Затем предложите ребенку выбрать другую вещь из кучи, чтобы убрать ее на место. Играйте, пока ребенку не надоест.
Можно играть в игру наоборот : видя вещи, разбросанные по полу, называйте их ребенку по одной и просите найти, принести и положить в корзину.
Игры от трёх до четырёх лет.
Раскрась руку
Помогите ребенку познакомиться со своим телом, сделав книжку-раскраску с его собственными частями тела. Начните с кисти руки. Положите руку на лист бумаги и обведите карандашом. Предложите ребенку раскрасить рисунок фломастерами или восковыми мелками. Предложите также добавить к рисунку любые детали: кольца, ногти, лак, браслеты и т. д.
Следуй за наклейками
Эта игра — вариант охоты за сокровищами, который научит ребенка идти по следам. А куда они приведут — зависит от вас. Для этого нам понадобятся наклейки. Придумайте путь, по которому будет следовать ребенок дома или во дворе. Поместите наклейки на виду через каждые 30 см по пути следования. В конце пути положите награду. Объясните ребенку, что нужно искать знаки-стикеры,которые приведут его к награде. Не забудьте поздравить, когда он отыщет сокровище. Чтобы усложнить условия, каждый раз располагайте наклейки подальше друг от друга. Пусть и ребенок сам сделает для вас путь из наклеек. При определении маршрута избегайте слишком высоких мест, на которые ребенку пришлось бы залезать, и потенциально опасных предметов.
Подходит — не подходит
Научите ребенка подбирать соответствующие предметы, а потом посмотрите, сможет ли он устроить такую же игру для вас. Подберите несколько пар предметов, которые подходят друг к другу, но не одинаковы: ботинок и носок, карандаш и бумага, вилка и тарелка, мыло и мочалка, зубная паста и щетка и т. д. (все предметы должны быть безопасны для ребенка). Разделите предметы и разложите в 2 кучки. Возьмите предмет из одной кучки и покажите ребенку, пусть он выберет из другой кучки соответствующий ему предмет. Отложите подобранную пару в сторону и выберите следующий предмет. Продолжайте, пока ребенок не соберет все пары. Обсудите с ребенком, почему эти предметы подходят друг к другу и чем они отличаются. Предложите ребенку самому подобрать пары предметов и поиграть с вами.
Игры от четырёх до пяти лет.
Создать собственную книгу, журнал, открытку
Используя картон, цветную бумагу, а также вырезки из разных журналов и газет, предложите ребенку создать собственную книгу. Выберите название, пусть ребенок не просто наклеивает вырезки, но и с вашей помощью подписывает их.
Устроить домашний театр
Если ваш ребенок 4-5 лет любит выступать, предложите ему устроить домашний театр. Пусть он придумает для вас несколько номеров. Помогите ему подобрать костюмы, реквизит и написать приглашения для других домашних. Не забудьте, что в конце представления обязательно должны быть аплодисменты.
Угадай наощупь
Для развития тактильных ощущений подойдет простая игра. Кладете в мешочек вещи разных фактур и форм. Пусть ребенок засунет туда руку, ощупает предмет и угадает, что это.
Игры от пяти до семи лет.
Отвечалка
Задавайте ребёнку разные вопросы, а он пусть отвечает. Затем поменяйтесь ролями.
Подбирайте простые и смешные вопросы, например: «У кошки пять хвостов? А сколько?. Собаки умеют летать? У Деда Мороза зелёная шуба?»
Обзывалка
Обзывайтесь разными названиями овощей и фруктов, да так, чтобы смешно было: «Ты редиска!», «А ты капуста!». В конце игры придумайте друг для друга какое-нибудь ласковое слово.
Самый-самый
Организуйте соревнования — кто дальше прыгнет, кто дольше проскачет на одной ноге (по направлению движения, кто быстрее добежит до какого-либо места или предмета и т. д.
Назвал — шагай
Выберите букву алфавита. По очереди называйте слова, которые начинаются
на эту букву. Назвавший слово имеет право сделать три шага вперёд.
Светофор
Напомните ребёнку, что движение на дороге регулирует светофор. «Красный свет — дороги нет, стой. Жёлтый свет — приготовься. Зелёный — беги, догоняй». Скажите: «Красный» и отходите на некоторое расстояние от малыша, повторяя: «Красный, красный, теперь жёлтый (ребёнок готовится догонять вас, а сейчас зелёный!».
Меняйтесь ролями.